Театр имени Пушкина
Театр имени Пушкина
Билеты на премьеру спектакля Юрия Бутусова "Барабаны в ночи"
Main________
Дата рождения:
13 ноября
Место рождения:
Москва
Образование:
  • ВХУТЕМАС
Награды:
  • Ленинская премия (1967) Сталинская премия второй степени (1947) Сталинская премия второй степени (1950) — за оформление спектакля «Степь широкая» Н. Г. Винникова
  • поставленного на сцене ЦТСА (1949) орден Ленина орден Трудового Красного Знамени
Звания:
  • народный художник СССР (1970)
    Работы прошлых лет
    Пименов Юрий Иванович

    Родился в семье юриста. В 1920–1924 учился во ВХУТЕМАСе в Москве у В. А. Фаворского, С. В. Малютина, В. Д. Фалилеева. Еще будучистудентом, работал в области журнальной графики, сотрудничал с изданиями «Советский экран», «Красная нива», «Прожектор».

    В 1925 стал одним из основателей и активных участников Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). До 1928 являлся членом правления, входил в выставочное жюри Общества.

    В 1927 вместе с А. Д. Гончаровым оформил постановку «Страсть мистера Марапита» К. А. Давидовского в 4-й студии МХАТа, в дальнейшем много занимался театрально-декорационным искусством.

    В 1931 вошел в объединение «Изобригада». В 1932–1933 создал иллюстрации к романам Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы». Создал костюмы и декорации к спектаклям «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа в Театре им. МОСПС (1935), «Мачеха» О. де Бальзака в Театре-студии им. М. Н. Ермоловой (1936), «Кола-Брюньон» Д. Б. Кабалевского в Ленинградском малом оперном театре (1938), «Простые сердца» К. Г. Паустовского (1940), «Волки и овцы» А. Н. Островского в Малом театре в Москве (1941) и многим другим.

    Во время Великой Отечественной войны оставался в Москве. В 1943 выполнил оформление постановки «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в Театре им. Ленинского комсомола. За декорации к спектаклям «За тех, кто в море» Б. Лавренева в Малом театре (1946) и «Степь широкая» Н. Винникова в театре Советской армии (1949) был удостоен Государственных премий СССР. Сотрудничал также с театром им. Е. Б. Вахтангова («Новогодняя ночь» А. К. Гладкова, 1945), Московским театром им. А. С. Пушкина («Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1953), Ленинградским театром драмы им. А. С. Пушкина («Годы странствий» А. Н. Арбузова, 1954), Большим театром («Паяцы» Р. Леонкавалло, 1957) и многими другими.

    С 1945 преподавал живопись на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, с 1947 — профессор ВГИКа. В 1958 совершил поездку в Грецию. В том же году принял участие в XXIX Международной художественной выставке в Венеции.

    В 1961 создал эскизы костюмов и декораций к балету «Снегурочка» П. И. Чайковского для Лондонского фестиваля балета. В 1962 прошла персональная выставка Пименова в Индии. В том же году избран действительным членом Академии художеств СССР. К наиболее известным послевоенным живописным циклам художника принадлежат натюрморты «Вещи каждого дня» (1959) и «Новые кварталы» (1963–1967, удостоены Ленинской премии в 1967), проникнутые лирическим настроением и очень точно отразившие эпоху «оттепели». Написал книги очерков «Искусство жизни или “Искусство ничего”» (1960), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Новые кварталы» (1968).

    В 2003 в Московском музее современного искусства прошла ретроспективная выставка произведений художника, приуроченная к 100-летию со дня его рождения.

    Юрий Пименов — один из крупнейших мастеров советского искусства. Он имел прекрасную профессиональную школу: поступил во ВХУТЕМАС, когда там преподавали В. Е. Татлин, К. С. Малевич, А. М. Родченко, В. В. Кандинский, П. В. Кузнецов, В. А. Фаворский. В ранний, «ОСТовский» период творчества Пименов в своем стремлении отобразить современность в ее динамике, испытал влияние немецкого экспрессионизма. Для его работ этого времени характерны монументальность композиций, пронизанных бурным движением, резкие ракурсы, аскетизм цветовых решений. С начала 1930-х обратился к жанровой живописи, пейзажу и натюрморту, выработав собственную манеру письма мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей поверхности картин. Главной задачей своего творчества считал утверждение поэтичности советской действительности в ее повседневности.

    Произведения Пименова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

    Москва ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР, Д.23
    Актер