Театр имени Пушкина
Театр имени Пушкина
Билеты на премьеру спектакля Юрия Бутусова "Барабаны в ночи"
Main_____________
Дата рождения:
18 марта 1891
Место рождения:
Ростов-на-Дону
Образование:
  • театральная школа при Ростовском драматическом театре
Звания:
  • заслуженная артистка РСФСР
Работы прошлых лет
Миклашевская Августа Леонидовна

Имя Августы Миклашевской прочно связано с именем Сергея Есенина, зачастую упоминается в биографиях поэта и воспоминаниях современников. Очарованный ею поэт посвятил Миклашевской цикл своих стихотворений «Любовь хулигана».

Будущая актриса росла в обеспеченной семье, получила хорошее образование. Театральному мастерству она обучалась у народных артистов РСФСР Веры Поповой и Николая Синельникова в школе при Ростовском драмтеатре. Позже уехала учиться в Москву, в театральную школу Шора, и была принята в труппу Камерного театра. Здесь Миклашевская стала актрисой «номер два» после Алисы Коонен.

Во время болезни Коонен ее задействовали в спектакле «Сакунтала» (первая главная роль). В популярном спектакле «Принцесса Брамбилла» Миклашевской сразу доверили главную роль. Затем она сыграла царевну Арикию в «Федре» (исполнительница роли Федры – Алиса Коонен).

В 1916 году вышел первый фильм с участием актрисы – «Барышня-крестьянка», а в 1917-м – целый ряд кинокартин («Плоды просвещения», «Украденная юность», «Психея», «Любовь монаха»).

В это время у Миклашевской завязался роман с балетмейстером Большого театра Львом Лащилиным, обучавшем хореографии разносторонних артистов Камерного театра. Оба были женаты. Августа Леонидовна развелась с первым мужем, брак с которым был заключен еще дома в Ростове-на-Дону и давно трещал по швам. Вскоре она родила ребенка от Лащилина, но тот так и не оформил развода. Единственный сын Миклашевской носил фамилию матери.

1923 год принес ей профессиональные разочарования и судьбоносное знакомство с Есениным. Труппа Камерного уехала на длительные зарубежные гастроли. Миклашевской не разрешили взять маленького сына с собой, и она осталась в Москве, напрочь разругавшись с Таировым. Из-за ее отказа ехать одной режиссеру пришлось вводить срочные замены на роли, исполняемые Августой Леонидовной. Позже, когда Камерный вернулся, она не нашла себя в списках артистов, задействованных в текущем репертуаре, и подала заявление на увольнение. А пока труппа отсутствовала и актриса находилась в неприятном «подвешенном» состоянии. Чтобы заработать на жизнь, она выступала в кабаре «Нерыдай» и маленьком театре «Острые углы».

В конце лета 1923-го произошла первая встреча с Есениным. Миклашевская вспоминала: «Нас познакомила актриса Московского Камерного театра Анна Борисовна Никритина, жена известного в то время имажиниста Анатолия Мариенгофа.

Августа Леонидовна рассказывала о том, как однажды к ней домой зашел Владимир Маяковский. Поэт попросил воспользоваться телефоном. Окинув ее взглядом, он спросил «Вы Миклашевская?» И, получив утвердительный ответ, сказал: «Да...» Маяковский так никуда и не позвонил. Он был наслышан об этой удивительной женщине от влюбленного в нее Есенина и попросту хотел взглянуть на нее. Красота Августы Леонидовны приводила в восхищение многих мужчин.

В 1924 году она пришла в новый московский театр – Театр Сатиры. Репертуар не устраивал артистку и первый театральный сезон здесь стал для нее последним. В 1925 году она потеряла работу и дорогого для нее человека – Сергея Есенина. Метания происходили в душе и в жизни актрисы. Год спустя Августа Леонидовна поехала работать в Брянский театр, затем устроилась в столичный Передвижной театр, потом снова вернулась в Брянск. Во время сталинских репрессий был расстрелян ее отец, Леонид Сергеевич Спиров...

В Брянске Миклашевская полюбилась зрителям за роли в спектаклях «Любовь Яровая», «Ее путь», «Шут на троне», «На дне» и др. Там она сблизилась с режиссером Борисом Пиковским. Вместе они работали дальше – в Красноярске и Туле, в 1936-1938 гг. в Рязанском театре драмы, куда Пиковский был назначен главным режиссером. В Рязани Миклашевская обрела, наконец, творческое удовлетворение, сыграв за два года целый ряд ведущих ролей классического репертуара (Ларису в «Бесприданнице», Анну Андреевну в «Ревизоре», леди Мильфорд в «Коварстве и любви», Марину Мнишек в «Борисе Годунове», баронессу Штраль в «Маскараде», Любовь Яровую и Анну Каренину в одноименных постановках). Она проявила себя и как режиссер в созданном Борисом Пиковским музыкальном театре. Совместными усилиями они поставили «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Травиату», «Кармен». В 1938-м Пиковского перевели в Ижевский русский драматический театр, Миклашевская последовала за ним. С успехом сыграла несколько уже знакомых ей ролей в перенесенных Пиковским из Рязани спектаклях («Маскарад», «Анна Каренина»), а в конце 1940 года она уже была зачислена в Кировский драматический театр (снова «Анна Каренина»). С началом Великой Отечественной войны театр переместился в небольшой город Слободской недалеко от Кирова. Здесь она играла Кручинину в «Без вины виноватые», Машу в «Разломе».

В 1943 году, когда театры стали возвращаться из эвакуации, Миклашевская приехала в Москву. Она помирилась с Таировым и была вновь зачислена в труппу Камерного театра. Успешно дебютировала в роли Аркадиной в чеховской «Чайке», выступив равноправной партнершей Коонен (Нины Заречной). Она с успехом возобновила одну из своих главных ролей – принцессы Бульонской в легендарном спектакле Камерного театра «Адриенна Лекуврер», прошедшем 14 июня 1944 года в 750-й раз.

После закрытия Камерного Миклашевская восемь лет проработала в Театре имени Пушкина. Самой заметной за этот период была роль Мары в спектакле «Д-р» Бранислава Нушича. В 67 лет артистка вышла на пенсию.

Скончалась Августа Леонидовна в возрасте 86 лет. Прах Миклашевской находится в колумбарии на Ваганьковском кладбище недалеко от могилы Есенина.

Москва ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР, Д.23
Актер