Театр имени Пушкина
Театр имени Пушкина
Билеты на премьеру спектакля Юрия Бутусова "Барабаны в ночи"
Main_______2
Дата рождения:
17 октября 1889
Место рождения:
Москва
Образование:
  • театральная школа МХТ
Награды:
  • Орден Трудового Красного Знамени
Звания:
  • народная артистка РСФСР
Работы прошлых лет
Все упоминания в СМИ >
Коонен Алиса Георгиевна

Алиса Коонен с детства мечтала об актерской карьере. В 16 лет она поступила в театральную школу при МХТ и стала любимой ученицей самого Станиславского. Первые роли Коонен – гостья в «Горе от ума», Митиль в «Синей птице», Маша в «Живом трупе», Анитра в «Пер Гюнте».

В 1913 году она покинула МХТ и ушла в Свободный театр Марджанова. Это вызвало конфликт со Станиславским, который обвинил артистку в легкомыслии. Она предпочла легендарную сцену новому и никому не известному театру, основал который бывший актер и режиссер того же МХТ. Сама Коонен признавалась потом, что Станиславский давил на нее, и его система не позволяла ей полностью раскрыться.

Работа в Свободном театре подарила актрисе знакомство с Таировым. Молодой режиссер, приглашенный Марджановым, приступил к постановке «Покрывала Пьеретты». Основатель театра прочил на главную роль Алису Георгиевну. Так началось сотрудничество Коонен и Таирова. Постепенно Александр Яковлевич стал провожать ее домой после репетиций, их общение выходило за рамки просто работы. Свободный театр просуществовал всего лишь один сезон. Гонорар, полученный при закрытии, Коонен решила истратить на свою давнюю мечту и «подарить» себе поездку во Францию. Таиров предложил ехать вместе...

С тех пор по жизни они не разлучались. В 1914 году на Тверском бульваре, 23 открылся их родной Камерный театр. Здесь Алиса Коонен всегда была на первых ролях. Она славилась как актриса широчайшего диапазона. Но прежде всего – своими трагическими ролями. Во время легендарных гастролей Камерного театра в Париже в 1923 году Коонен играла Федру для французской публики. Таиров перед ее выходом на сцену был сам не свой. Дело в том, что «Федра» Расина для французов неразрывно связывалась с великой Сарой Бернар. После Федры в ее исполнении никто на парижской сцене не решался браться за эту роль. Коонен, приехавшая из чужой, незнакомой большевистской страны, осмелилась. И завоевала оглушительный успех.

Разумеется, артистка была «носителем» всех передовых идей Таирова. Воспитывая в себе «синтетического» актера, Коонен научилась классическим танцам, фехтованию, жонглированию, пантомиме... Ею восхищались как женщиной и как актрисой. Поклонники заваливали цветами и письмами.

Последний раз она вышла на сцену Камерного в мае 1949 года, в спектакле «Адриенна Лекуврер». После театр закрылся. Таирова вместе с Алисой Георгиевной отправили на пенсию. Их квартира находилась в том же здании, что и театр. Но они чувствовали себя отгороженными от него мощной непреодолимой стеной. В 1950 году Александр Яковлевич скончался. Коонен пережила его на 24 года. За это время она выступала с поэтическими вечерами и творческими концертами, написала автобиографию «Страницы жизни». Но на сцену в спектакле больше не вышла...

Москва ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР, Д.23
Актер