Театр имени Пушкина
Театр имени Пушкина
Билеты на премьеру спектакля Юрия Бутусова "Барабаны в ночи"
Bio_photo_main_default
Дата рождения:
15 июля 1889
Образование:
  • театральные курсы С. Халютиной
    Работы прошлых лет
    Фердинандов Борис Алексеевич

    Борис Фердинандов был удивительно многогранным человеком: актером, режиссером, педагогом и театральным художником.

    В 20-летнем возрасте он поступил в театральную школу народной артистки РСФСР Софьи Халютиной. После выпуска работал в Московском Художественном театре. В Камерный театр Таирова Фердинандов пришел во время радикальных политических перемен – в 1917 году. Здесь на его актерском счету было восемь спектаклей: «Саломея», «Обмен», «Адриенна Лекуврер», «Принцесса Брамбилла», «Благовещение», «Ромео и Джульетта», «Гроза» и «Святая Иоанна». Также Камерный приобрел в лице Фердинандова своего художника-оформителя. В этом качестве он работал над постановками «Король-Арлекин» и «Адриенна Лекуврер».

    После премьеры «Короля-Арлекина» театровед Абрам Эфрос заметил, что в художнике «сидит недюжинный декоратор, который скоро сможет стать на собственные ноги». И действительно, Фердинандов зарекомендовал себя оформлением спектакля «Адриенна Лекуврер». «Нельзя было отрицать двух качеств: это было в достаточной мере художественно и в бесспорной степени сценично. Такое соотношение являлось в «Адриенне» положительным. «Адриенна» была первым актерским спектаклем Таирова. Впервые труппа играла характерами и положениями, а не одним ритмом движений и партитурой интонаций. Зрители впервые чувствовали и волновались, а не только глядели и слушали. Старая мелодрама Скриба в кристальном исполнении Коонен – одной из чистейших и трогательнейших Адриенн – при уверенном партнерстве Церетели-Морица и Соколова-Мишоне, обнаружила в оправе фердинандовских декораций остроту и свежесть, давно утраченные ею», – писал А.М. Эфрос.

    В этой постановке Фердинандов строил свое оформление на противоположности действию. Перед зрителями предстал пестро-легкий, нарядно-округлый вещественный мир. Форму предметов и линию одежд в нем определял завиток. Букля парика и изгиб кресла получили самостоятельную жизнь. Схематизованная жеманность округлостей господствовала на подмостках. Люди были такими же: мужчины-завитки, женщины-волюты. Тем взволнованнее контрастировал с ними человеческий лиризм любви и горя Адриенны и Мишоне.

    В 1921 году Фердинандов прервал свою деятельность в Камерном театре и в полной мере «встал на собственные ноги». Он основал Опытно-героический театр, расположившийся на Таганке. Героику нового времени, мощь и святость революции должны были прославлять спектакли этого театра, но популярности он так и не приобрел. В премьерном спектакле – трагедии Софокла «Царь Эдип» – Фердинандов выступил режиссером и исполнителем главной роли. Вместе с драматургом Вадимом Шершеневичем поставил «Копилку» Лабиша, затем осуществил постановку «Грозы» Островского, «Женитьбы» и «Страшной мести» Гоголя, «Дамы в черной перчатке» Шершеневича.

    Год спустя Опытно-героический театр объединился с мастерской Всеволода Мейерхольда и образовал Театр ГИТИСа. Вольная мастерская Фердинандова также вошла в состав только что образованного института. В театре ГИТИСа фактически столкнулись две труппы – Фердинандова и Мейерхольда. В сезоне 1922-1923 гг. Борис Алексеевич поставил лишь один спектакль – «Одна сплошная нелепость» Шершеневича. Труппа Фердинандова значительно уступала мейерхольдовской, вскоре внутри нее произошел раскол и Шершеневич с группой актеров ушел с этой сцены. Фердинандов также возвратился «к истокам» – снова пришел в Камерный театр к Таирову.

    В конце 20-х — начале 30-х годов он активно снимался в кино: «Ваша знакомая», «Иуда», «Привидение, которое не возвращается», «Жизнь в руках», «Человек без футляра». А его спектакли шли в разных театрах страны.

    Умер Борис Фердинандов в 1959 году, в возрасте 69 лет.  

    Москва ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР, Д.23
    Актер