Top.Mail.Ru
«Вишневый сад». Притча Мирзоева | СМИ о Московском драматическом театре

«Вишневый сад» на сцене Театра им. А.С. Пушкина как катастрофическая смена эпох. Железная Раневская (в исполнении Виктории Исаковой), пронырливый юнец с клоунским носом и непомерными амбициями Ермолай Лопахин (Александр Петров) разыгрывают чеховскую трагедию как притчу.

Режиссер Владимир Мирзоев и сценограф Александр Лисянский помещают чеховских героев в мрачное пространство серо-синих тонов (костюмы персонажей того же цвета, но это не лишает их индивидуальность). Здесь нет усадебного быта, и даже намек на ослепительно-белоснежный вишневый сад отсутствует. К приезду Раневской из Парижа сад мертв, героям лишь осталось это заметить.

Сцена — наклонный полый фасад старинной усадьбы, словно осколок канувшего в небытие мира. В постановке Мирзоева и время будто идет в обратную сторону. Поэтому героиня Исаковой и ее свита появляются точно из подземелья. В правой части накренившегося дома открывается огромное окно, из него на сцену выходят бывшие хозяева. Предчувствие гибели витает в воздухе. Поэтому появляющиеся герои безмолствуют. А завершит мизансцену часто повторяющееся в режиссерской версии Мирзоева движение — персонажи закрывают ладонями лица, застывшие от ужаса. Что они увидели? Свое будущее?

Спектакль же начинается с того, что Лопахин, ожидая приезда Раневской из Парижа, читает «Вишневый сад». Так режиссер подчеркивает — будущее поместья в цепких купеческих руках. И судьба предрешена. Зрителю предлагается заглянуть в прошлое, чтобы понять, как происходил этот распад.

Однако программка спектакля предупреждает: «Вишневый сад» — «комедия катастроф».

Комичны и беспомощны Раневская и ее брат Гаев. Но и купец Лопахин смешон своими амбициями и невежеством. Да и сама история «Вишневого сада» — как это ни грустно — пережиток. Никто не знает, как получить доход от вишни. О забытом способе даже старик Фирс говорит в прошедшем времени. Смешон Яша (Артем Ешкин), все примечательное в нем сводиться к одному: он вкусил западной жизни. Из Парижа возвращается не лакеем Раневской, а завидным женихом и обольстителем, который действует на равных со своими господами. Брата Раневской Леонида Гаева играет Максим Виторган. Его образ в спектакле — интеллигент-романтик, живущий прошлым и, как сад, нуждающийся в защите. Гаев Виторгана больше похож на огромного так и не повзрослевшего добряка. Он сидит перед картонной коробкой с мягкими игрушками в обтянувшей голову вязаной шапочке с ушками медведя и во что-то играет, в то время как Варя и Аня пытаются серьезно поговорить с дядей о судьбе сада.

В «Вишневый саде» Мирзоева чувствуется нерв той эпохи, в которую не вписывались не только Раневская и ее брат, но и Лопахин в новом времени чувствует себя неуютно. Нагнетает обстановку игра теней (художник-осветитель Нарек Тумаян). Световые лучи от прожекторов и пронзающая слух сирена сопровождают ключевые мизансцены постановки.

Трагичны и страшны второстепенные герои «Вишневого сада». Фокусница Шарлотта Ивановна, ее роль исполняет Вера Воронкова, в смокинге, с растрепанной пышной шевелюрой огненно-рыжего цвета завораживает демонстрацией своих чудес. Она заставляет левитировать галстук, выпрыгивать из таза колоду карт. Шарлотта вместе с Епиходовым (Сергей Миллер), которого называют «двадцать два несчастья», в спектакле предтечи надвигающейся бури. Епиходов постоянно ходит с револьвером в тазу. Он чуть не пристреливает своего соперника, лакея Яшу, из-за безответной любви к Дуняше, но тут вмешивается Шарлотта, в руках которой неожиданно появляется ружье.

Явление утопленника Гриши, сына Раневской, герои даже не замечают. Когда Варя и Аня говорят о Париже, думают о том, как спасти сад, к ним подходит мальчик лет десяти в матроске и ложится им на колени. Потом откуда-то из темноты появляется еще один Гриша. Возможно, будь жив этот мальчик, единственный наследник, судьба усадьбы сложилась бы иначе...

Раневская в исполнении Виктории Исаковой — не оторванный от реальности романтик-меланхолик, а трезвомыслящая хозяйка усадьбы. Это не женщина эпохи декаданса, вроде хрупкой, нервной Ксении Раппопорт в петербургской постановке Льва Додина. Раневская Исаковой реалистка. Она понимает, что попытки спасения тщетны: сад продадут за долги. Из Парижа хозяйка усадьбы вернулась на похороны своего прошлого. Она воспринимает произошедшее с садом, как личное падение. И покорно принимает револьвер, поднесенный к ее виску, и ничего не делает к двадцать второму августа. Спокойно подставляет шею Шарлотте, чтобы та во время фокуса накинула на нее удавку (а свое представление фокусница показывает как раз перед торгами).

«Вишневый сад» Мирзоева не продают, а отнимают за грехи, ведь именно так Любовь Раневская воспринимает его утрату. Да и притча не могла закончиться иначе. Никакие деньги, предприимчивость или случайно полученное наследство, о котором в отчаянии молил Гаев, не спасут грешников.

Но в чем винит себя Раневская? В порочности, смерти маленького сына? К торгам она останется босая, с растрепанными волосами, ее элегантное серо-синее платье начнет походить на рубище, на шее появится удавка. Героиня Виктории Исаковой напоминает утопленницу, самоубийцу, но, так или иначе, это образ жертвы, покорно идущей на плаху.

Исход торгов героям давно известен. Поэтому и проживают они спектакль с предчувствием нависшей грозы. Но всю ответственность берет на себя Раневская. Остальные персонажи не хотят оставаться в имении, они как Аня больше «не любят вишневого сада, как прежде». Торги для Раневской — суд, итог которого ведом только Богу, и было бы слишком пошло найти нужную сумму для выкупа из долгов так же, как и сдать территорию в аренду под дачи.

«Вишневый сад» Мирзоева — мистический гротеск, и даже метафизический триллер. Спектакль глубоко символичен. Режиссер возводит деталь в абсолют. Постановка обогащена немыми пластичными и в некотором смысле схематичными сценами. Часто отточенные движения переходят в динамичный хип-хоп. Например, в начале третьего действия герои в старомодных купальных костюмах исполняют энергичный танец.

Актер Александр Петров для роли Лопахина слишком юн, этим режиссер оправдывает горячность и максимализм персонажа. Лопахин постоянно поправляет Любовь Андреевну, просит называть его не по имени, а уважительно Ермолай Алексеевич. В знаменитой сцене, когда озвучивается план спасения сада, он переносит тяжеленные чемоданы Раневский, и ставит друг на друга у окна (того самого, с которого началось действие). Эта чемоданная постройка ассоциируется с табуретом висельника. Да и чемоданы — единственная вещественная деталь в доме Раневских. А само пребывание в имение сродни сиденью в зале ожидания. С потолка вначале спектакля свисает еле заметная нить, ее и веревкой-то сложно назвать, однако свисает она как раз над поставленным багажом, — все подготовил деловитый купец.

Но и ему автор спектакля выносит приговор. Лопахин проспал приезд Раневской, зачитавшись «Вишневым садом». Лицо спящего накрыто книгой, над головой два огромных деревянных креста, из непропорциональных огромных балок. А сама сцена похожа на могильное взгорье, так что и разрушителя Ермолая Лопахина погубят.

И все-таки вишневый сад заявит о себе в спектакле. Он появится во время первого фокуса Шарлотты в виде спустившихся сверху капельниц. Капельницы подведены к рукам всех героев, кроме Раневской. Она будет обнимать каждого, словно стволы вишневых деревьев, произнося свое знаменитое: «сад, весь белый». Персонажи пройдут своеобразную терапию. Но капельницы, наполненные то ли бутафорской кровью, то ли вишневым соком, будут бесполезны. Согласно словам Пети Трофимова о том, что вся Россия — наш сад, а прошлое надо искупать, мизансцену можно понять, как отказ сада кормить своих прошлых хозяев.

Образ Пети Трофимова (Александр Дмитриев) один из самых ярких. Барин худощав, долговяз, с сальными волосами до плеч и в кожаной рокерской куртке. Он лишен привычных пафосных рассуждений, потому что похож больше на тургеневского Базарова, нежели на чеховского неудачника, студента-идеолога, будто в наказанье не способного кончить курса в университете. У Пети на все своя теория, но с практическим применением знаний дела обстоят сложно. Обиженный и битый жизнью человек, страстно влюбленный в Раневскую. В спектакле есть несколько любопытных любовных историй. Чего стоит только треугольник: Яша- Дуняша-Епиходов.

Сцена с двумя прохожими, просящими у Раневской «подать им копеечку», больше напоминает кошмар. Явление двух мужичков в тулупах и ушанках пугает героев, страх усиливается, когда они начинают громко и устрашающе читать «Размышление у парадного подъезда» Некрасова на манер рэпа.

Во время торгов вместо привычных пустых разговоров с заламыванием рук, герои отправляются купаться на речку. И Епиходов (ему отведена роль провидения), сидящий на берегу в полосатом купальном костюме, смотрит в огромный бинокль, словно вглядываясь в неумолимо надвигающееся будущее. А когда торги минуют, именно Епиходов протягивает Раневской револьвер.

История сада фатальна. Она не зависит от действий героев. История окончена. Хозяева покидают родную усадьбу. Вишня больше не родится в неблагоприятном климате, как говорил Фирс. Она замерзла в серо-синих тонах мирзоевского спектакля.