Top.Mail.Ru
Театральный дневник. Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Новосибирске | СМИ о Московском драматическом театре

«Золотая Маска» продолжает путешествие по России. Региональные фестивали уже прошли в Южно-Сахалинске, Омске и Новосибирске. В столице Сибири спектакли показали московский Театр имени Пушкина, Мастерская Петра Фоменко, театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска и Татарский драматический театр из Альметьевска. «Сноб» отправился с артистами из Москвы и Новокуйбышевска в новосибирские театры, чтобы выяснить, как они устроены, а еще — поговорить о гастролях, театральных экспериментах и реакции на них зрителей

Новосибирск — третий по численности населения город России. Долгое время он считался самым быстрорастущим городом-миллионником в мире. В Москве количество жителей достигло миллиона за 700 лет, в Нью-Йорке — за 250, а в Новосибирске — всего за 70. Здесь расположена «самая умная» улица мира: на проспекте академика Лаврентьева в местном Академгородке находятся около 20 НИИ и других научных учреждений. А еще в Новосибирске активно развивается культурная жизнь. Городские театры регулярно гастролируют по России и миру, собирают награды на театральных фестивалях (например, в этом году привезли домой сразу три «Золотых Маски») и получают восторженные отзывы от критиков и зрителей.

Глобус — Театр имени Пушкина

«Новосибирск любопытно устроен, — рассказывает главный режиссер театра “Глобус” Алексей Крикливый. — Здесь есть несколько мощных театров, которые находятся на небольшом пространстве. Мы все ценим и уважаем друг друга, при этом одновременно находимся в диалоге и даже споре. Это рождает определенную энергию, здесь очень интересно».

Алексей Крикливый отвечает за художественный процесс в «Глобусе» последние 11 лет. Формально молодежный театр сегодня работает и для детской, и для взрослой аудитории, а на его сцене встречаются разные театральные школы и направления. В разные годы спектакли здесь ставили Дмитрий Черняков и Валерий Фокин, Марат Гацалов и Марина Брусникина, Роман Феодори и Борис Павлович. Постановки театра 24 раза были номинированы на «Золотую Маску» и получили шесть премий. В этом году театр выступил одним из организаторов фестиваля «Золотой Маски» в Новосибирске. На базе «Глобуса» регулярно проходят лаборатории по режиссуре и современной драматургии, а еще при театре работают вокальная и пластическая студии для молодежи.

Театр имени Пушкина приезжает на гастроли в «Глобус» не первый раз. Шесть лет назад сюда привозили спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова. Позже режиссер продолжил работать над наследием немецкого драматурга. На этот раз в столице Сибири показывают постановку по его первой пьесе — «Барабаны в ночи».

Труппа приехала в Новосибирск без режиссера, поэтому всем процессом подготовки управляют сами артисты. «Мы работаем на новой площадке, из-за этого приходится думать о технических вещах, — говорит артист спектакля Тимофей Трибунцев. — В “Глобусе” другое пространство, иные расстояния, зал расположен далеко от зрителей — важно найти баланс».

«Конечно, мы ужасно волнуемся, — говорит артистка Анастасия Лебедева. — Обычно перед спектаклем мы слышим гул, а тут была мертвая тишина — не слышно было даже дыхания. В какой-то момент нам показалось, что сейчас откроется занавес, а там никого нет».

Алексей Крикливый — они с Александром Матросовым учились у одного мастера в Красноярске — успокаивает артистов: «У Юрия Бутусова фанатское сообщество есть не только в Москве и Петербурге, но и в Новосибирске. Местные зрители ждут гастролей».

«”Барабаны” — довольно сложный для восприятия спектакль, — рассказывает Анастасия Лебедева. — Иногда зрители говорят: “Слишком громко, у нас лопаются барабанные перепонки”. Я могу их понять: не все любят ходить в клубы. А мне нравится, когда есть драйв».

В прошлом году «Барабаны в ночи» получили семь номинаций на «Золотую Маску». Анастасия Лебедева за работу в спектакле выиграла награду за лучшую женскую роль второго плана. В этом году она вошла в состав жюри премии. «В этом сезоне я посмотрела очень много спектаклей, какие-то просто перевернули мне душу, — говорит она. — Например, “Пианисты” театра “Глобус” и “Мертвые души” театра “Поиск” из Лесосибирска. Там играют всего три артиста, но во время просмотра я думала, что разорвусь в клочки. Просто поразительно: в маленьком городке собрались энтузиасты, которые делают отличный театр с юмором и смыслом. Конечно, мы привыкли смотреть столичные спектакли, но в регионах тоже создают много классного».

«Я смотрю на региональный театр изнутри и наблюдаю за тем, как происходит объединение театрального пространства, — говорит Алексей Крикливый. — Во многом это происходит благодаря крупным фестивалям вроде “Золотой Маски”. Здесь никто не смотрит на то, из Новосибирска вы, из Лесосибирска или поете арии на Красной площади. Скидок нет ни для кого — есть определенный уровень, которому нужно соответствовать. Везде есть талантливые люди, и от региона это мало зависит. Хороший театр есть хороший театр».

Фестиваль «Золотая Маска» в Новосибирске проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации