Top.Mail.Ru
С ВЕЧЕРА ДО ПОЛУДНЯ | СМИ о Московском драматическом театре

Всего за несколько часов в одной московской квартире переворачивается жизнь целой семьи.

Пока публика рассаживается по местам, спектакль потихонечку уже идет – «знаменитый писатель Жарков» (Владимир Николенко) у стола читает вслух только что написанные страницы нового романа. Члены семьи терпеливо внимают – дочь и внук сидят за столом, сын – на диване. Когда наполненный зрительный зал затихает, с дивана раздается негромкий храп. Когда обиженный на бестактность сына писатель скрывается в кабинете, Нина, Альберт и Ким, пытаясь его умилостивить, старательно готовятся к семейному ужину…
И понятно, что книга плохая, что творчество писателя – его «больная мозоль», но к счастью, есть, кому пожалеть старого человека.
Режиссер Рузанна Мовсесян подробно и бережно разбирает пьесу Виктора Розова. Пусть сегодня некоторые вещи покажутся молодым зрителям архаичными, а поступки людей – наивными, но человеческие связи, чувства и переживания героев неизменно тронут любого, кого коснется «волшебная сила искусства» этого спектакля. В этой камерной, очень личной постановке совсем не осталось советского пафоса, без которого пьесы Розова в те годы не ставились. Но его герои выдержали проверку временем, и сегодня драматургия советского классика вновь востребована.
Хрупкая семейная крепость, укрепленная личными трагедиями Жарковых, несколько лет стоит незыблемо, пока пара визитов нежданных гостей не обрушивает ее в считанные часы «с вечера до полудня». Художнику Марии Утробиной удалось в небольшом пространстве сцены разместить огромную квартиру знаменитой «высотки» у зоопарка. За огромными окнами по ночам воют в своих клетках дикие звери. В квартире – тоже много клеток-комнат, и их жильцам тоже часто хочется завыть.
Сердечная рана Нины (Наталья Рева-Рядинская), нанесенная предательством мужа, оказалась настолько не совместимой с жизнью, что брат и племянник едва спасли ее от самоубийства. Она с трудом научилась собственное горе вытеснять общесемейными проблемами, и тут явился муж Лева (Алексей Воропанов). Ее крепость в момент развалилась как карточный домик: показалось, что можно начать все сначала, а он зашел просто по делу. Для Левы дом – «умирающее устройство, может, милое, доброе, но уходящее навсегда…». Ну что ж, еще в девятнадцатом веке прогрессисты заявляли, что лет через пятьдесят или сто «семейный дом будут показывать в музее», а мы видим, что и в двадцать первом в семейных «ценностях» все так же нуждается большинство людей.
У Кима (Андрей Заводюк) – своя непроходящая боль. Его жена Алла (Вера Воронкова) полюбила другого, так в жизни случается. С сыном (Сергей Кудряшов) Ким расстаться не смог, и женщина, уехавшая на край света за любимым, долгие годы жила письмами мальчика. Наступает момент, когда мама возвращается за ним. Теперь Альберт сам должен выбрать путь, по которому будет написан сценарий его жизни. Мальчик мечется, у него доброе сердце, никого не хочется обидеть. А у его мамы так сверкают глаза, источая такую нерастраченную любовь, такую материнскую тоску, что физически ощущаешь дуновение ветра от ее быстрых шагов. У актрисы Веры Воронковой – сумасшедшая энергетика, такую женщину разлюбить невозможно, и понятно, почему оставленный герой Андрея Заводюка мучается столько лет.
Интеллигентные люди не ругаются, просто тяжелое бремя выбора взрослые предоставили ребенку, опутав его цепями родственных отношений. Наблюдая с детства несчастную жизнь тетки и отца, которым любовь принесла сплошные страдания, неизвестно, какой будет его собственная семейная крепость, но женщину он никогда не обидит.
В семье Жарковых вообще привыкли обижаться (но не обижать), рефлексировать, что у сильных мира сего считается признаком слабости, но мир давно бы рухнул без этих людей. Именно они сопротивляются злу своим непротивлением. И Розов не был бы великим драматургом, если б не давал надежду, что жизнь продолжается.
А люди, что ж, «люди как люди…».