Пластическая драма о том, как гибнет последняя надежда
Танцами в исполнении драматических артистов давно никого не удивить, однако количество премьер в этом неочевидном жанре растет каждый сезон. Одновременно с вахтанговской труппой и Театром на Малой Бронной танцевальную премьеру представил Театр им. А.С. Пушкина. В их репертуаре «Жанна д`Арк» — третья по счету постановка без слов (первые две — «Материнское поле» и «Дама с камелиями»). На этот раз хореограф Сергей Землянский разложил на ноты и па историю Орлеанской девы. Получилось мрачно, эффектно и с явной отсылкой в сегодняшний день.
Жанна д`Арк — мистический персонаж мировой истории, сожженная на костре инквизиции девушка-главнокомандующий армии. В этом образе Землянский увидел актрису Анастасию Панину, «на нее» и ставил спектакль. Хореографии как таковой нет, главное — небанальные пластические решения, говорящая мимика актеров, эффектные костюмы, безупречный саундтрек. Прекрасно выдержана общая стилистика — это спектакль-ритуал, нечто среднее между мессой и литургией. Основные цвета спектакля — драматический красный, белый и черный. Темные колпаки палачей, кроваво-красный подбой платья инквизитора, девственно чистый наряд Жанны... Жертвенный костер символизирует красный же отрез шелка, который «льется» с колосников на сцену в течение нескольких минут.
В последовательности экспрессивных мизансцен спрятан сюжет. В программке
он дан полностью (в основе спектакля лежит драма Бернарда Шоу «Святая
Иоанна»), однако история про кровавое и безжалостное время считывается
со сцены безо всяких усилий. Землянский делает видимыми черты
Средневековья, нищету и безграмотность народных масс, религиозный
фанатизм, подлость власти (напомним, король Франции предает Жанну),
агрессивный настрой по отношению к любому, кто думает и живет не как
все, ничтожность цены отдельно взятой человеческой жизни. Жанна в
спектакле — символ надежды, спасения. И то, как быстро ее уничтожают,
увы, выглядит пугающе правдоподобно.