Top.Mail.Ru
«Обещание на рассвете»: пронзительный гимн материнской любви | СМИ о Московском драматическом театре

В Театре им. А.С. Пушкина прошли предпремьерные показы спектакля по культовому автобиографическому роману дважды лауреата Гонкуровской премии Ромена Гари «Обещание на рассвете»

Премьера пройдет 10 и 11 марта на сцене Филиала Театра им. А.С. Пушкина. Режиссер постановки — молодой выпускник ГИТИСа Александр Кузьмин-Тарасов, а художественный руководитель — Евгений Писарев, худрук театра им. А. С. Пушкина. В главных ролях — героя и его матери — Андрей Заводюк и Александра Урсуляк.

Биография Гари сама по себе похожа на захватывающий роман. Роман Кацев (это настоящее имя писателя) родился в Российской империи, в Вильно. Матерью будущего писателя была еврейская провинциальная актриса Мина Овчинская. Когда родители Гари расстались, он с матерью дважды менял место жительства, пока семья не осела в Ницце.

Мать Гари мечтала: «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы. Он будет одеваться по-лондонски!» Ромен воплотил мечты матери: он стал генеральным консулом Франции, кавалером ордена Почетного легиона и литературной знаменитостью.

Во время Второй мировой Ромен воевал во французских войсках, сформированных Шарлем де Голлем. И всю войну Гари получал письма от матери, а вернувшись домой он узнал, что матери уже нет в живых – все письма она написала заранее, предчувствуя близкую смерть. Эта история и вошла в книгу и спектакль «Обещание на рассвете». Роль матери в спектакле сыграла актриса Александра Урсуляк:

— В этом спектакле я говорю о людях, наверное, не совсем обычных, — рассказывает Александра Урсуляк. — Хотя, возможно, для еврейских семей такая ситуация обычная, потому что у этого народа связь сына и матери — это что-то особенное. В этой работе -  очень много того, что мы привносили сами, чем делились, что сочиняли. Образ своей героини я собирала с миру по нитке: в ней есть что-то от всех, кого я знаю и люблю. Это и какие-то мои черты, и черты моих родителей, моей бабушки, моих близких знакомых. Мне хотелось создать образ Матери, перед которой я преклоняюсь. Эта мудрая женщина так любила своего сына, что даже после ухода из жизни продолжала поддерживать его. Она заранее написала более 200 писем, которые помогли ему выжить — сын получал эти письма еще три года после смерти мамы.

Актриса признается, что во время работы над спектаклем она настолько сблизилась с исполнителем роли сына, Андреем Заводюком, что даже стала называть его сыном...

- Конечно, нам важны были эти отношения. Когда Андрей звонит мне, то я ему говорю: «Здравствуй, сынок», - улыбается Александра.

А вот трагический финал (сам Гари, кстати, тоже закончил жизнь самоубийством) в спектакле решили обойти:

- Такая сильная любовь многое дает, - рассуждает Александра Урсуляк. – Но после нее очень трудно на что-то решиться, поэтому мы решили деликатно обойти финал. Пока что спектакль еще рождается. Так вышло, что работу над ним пришлось заканчивать нашему художественному руководителю, и, в какой-то степени, Евгений Александрович успел выровнять этот самолет, который сейчас набирает высоту.

Кстати, зрители, побывавшие на первых прогонах «на публику», замечают: спектакль получился проникновенным и в хорошем смысле слова простым — таким же, как и пронзительная история жизни Ромена Гари.