Top.Mail.Ru
«Мера за меру» бьет точно в сердце каждого зрителя | СМИ о Московском драматическом театре

Каждый отдельно взятый спектакль тем интереснее, чем больше загадок в нем спрятано. Современному человеку в век информации и вседоступности крайне трудно угодить. И прошли, кажется, уже те времена, когда герои Шекспира выходят на сцену в костюмах 16 века. Вот и в театре им. Пушкина представили очередное творение гения в совершенно иной интерпретации, пишет корреспондент радио "МИР".

Англичанин Доннеллан Деклан создал настоящий триллер по пьесе «Мера за меру». «Шекспировская Вена – бурлящий непредсказуемый город с полицией, борделями и тюрьмами. Это дом и сомневающегося герцога, и коррумпированного управленца, и целеустремленной монашки» - говорится в афише. Но это еще и вечная история о чести и долге.

Герцог оставляет за себя судью Анджело, надеясь, что тот справится и противостоит падению нравов в государстве. А сам переодевается в монаха, дабы посмотреть на все это со стороны. Судья же оказывается не таким уж добропорядочным человеком и изменяет своим принципам. Он поддается искушению и обещает монашке Изабелле сохранить жизнь ее "распутному" братцу в обмен на ее девственность.

Сюжет и текст чисто авторские. Но это, пожалуй, все, что напоминает о гении великого английского драматурга. А вот само действие еще раз доказывает, что за несколько столетий мир нисколечко не изменился – все те же страсти, те же «хочу» и «нельзя» и поиск справедливого наказания.

Сценография впечатляет: большие красные кубы смотрятся на черном фоне весьма притягательно, а еще – большое количество ламп, свисающих из ниоткуда. Мог ли быть таким театр Шекспира? Конечно, нет. Но вслушайтесь… И с первых слов станет ясно, что перед нами отрывок из повседневной жизни. Люди XXI века надели офисные костюмы, джинсы и кожаные куртки, изменилась форма надзирателей и охранников, но говорят они все так же и о том же…

Кстати, право первенства принадлежит вовсе не Шекспиру, а Джиральди Чинтио, у которого и был заимствован сюжет. Однако оригинальная новелла «История Эпитии» заканчивается трагически: брат Изабеллы все же лишается жизни. А вот комическая составляющая была заимствована, скорее всего, у Джорджа Уэтстона. Но ее почти лишилась постановка Доннеллана Деклана. И тем не менее, несколько раз зритель все же будет не просто улыбаться, а по-настоящему хохотать от души.

Спектакль-загадка «Мера за меру» бьет точно в сердце каждого зрителя, но не сразу. Поначалу все время пытаешься сконцентрироваться на том, что произносят актеры, глотая жадно каждое слово, боясь что-то упустить и впоследствии не понять. Это как в опере – первое действие мы лишь вслушиваемся, а во втором начинаем наслаждаться собственно пением.

Не каждому под силу мгновенно соотнести вполне себе современных персонажей с речами 16 столетия. Однако диссонанса не возникает, напротив – мы все больше и больше погружаемся в шекспировский слог. Но звукового ряда тут явно не хватает. Музыка или звуки – все это помогло бы ярче и точнее рисовать картину.

Но вернусь к сценографии. Все-таки это еще одна загадка, которой я мучилась первые полтора часа. И если с цветом все понятно: алый, красный – цвет крови (а здесь и убийство, и страсть – все смешалось), то абсолютно неясно: почему именно кубы. Как известно, висящее на сцене ружье должно непременно выстрелить, вот и я все ждала, когда же эти кубы «выстрелят». Чуточку терпения и вы тоже обязательно поймете, почему здесь именно такое сценическое решение. Действительно, другого, кажется, и быть не могло…

Доннеллан – из тех, кто центральное место в театре отводит актеру. Именно поэтому тут только условности. Действующие лица не покидают сцену ни на минуту. Они то молча перемещаются друг за другом, то кружатся в вальсе под прекрасную музыку Павла Акимкина, а красные кубы вращаются. И именно в них оживает такая разная Вена, проносится перед глазами все, что обычно скрыто от всеобщих взоров и спрятано куда-то очень глубоко, это целая интимная жизнь и у каждого она своя – послушничество, разврат, насилие… А каким еще может быть человек до тех пор, пока не расстанется с жизнью?