Top.Mail.Ru
Литературное мастерство жизни | СМИ о Московском драматическом театре

Просторная серая комната, четыре табуретки, стол и стремянка. Большой белый шар над сценой, словно мобиль над детской кроваткой, играющий лёгкую музыку. Сюда на занятие по писательскому мастерству собираются четверо студентов – знакомятся, пытаются произвести друг на друга впечатление. Преподаватель Леонард появляется внезапно и с порога сыплет колкостями.

Театр Пушкина, поддерживая репутацию «Московского Бродвея», выпустил премьеру успешной бродвейской пьесы. «Семинар» Терезы Ребек на сцене филиала поставил молодой Сергей Аронин.

На сцене мы видим группу студентов — писателей, которая полностью покрывает все клише о творческих людях. Надменный интеллигент Дуглас (Игорь Теплов), обладающий достаточным количеством связей для уверенности в собственном мастерстве. Жаждущий справедливости, немного дёрганый социофоб Мартин (Антон Феоктистов), активно критикующий других. Лёгкая на подъём, витающая в облаках Иззи (Анастасия Лебедева/Анна Бегунова), использующая все свои природные данные, чтобы взлететь вверх по карьерной лестнице. Серьёзная, ответственная и немного консервативная Кейт (Эльмира Мирэль), которая верит в людей и доброту, отчего ей некоторые нагло пользуются. Во главе этой группы студентов стоит их наставник, очаровательно ядовитый литературный лев Леонард (Андрей Заводюк). Он не скупится на комментарии и говорит абсолютно всё, что думает. Это явно мастер своего дела, способный «раскусить» писателя по первому предложению.

Леонард много видел в своей жизни, отчего стал грубоватым и чёрствым. Андрей Заводюк в этой роли чувствует себя как рыба в воде. Была одна потрясающая сцена: монолог Леонарда, похожий на исповедь, где он тоном, не присущим его герою, кратко поведал историю жизни, раскрыв свою душу и тронув душу зрителя. В остальное время наставник с лёгкостью обливает помоями студентов, искромётно шутит, взрывая зал смехом. За время занятий молодые писатели испытывают все студенческие чувства: ненависть к преподавателю за несправедливость, зависть, желание бросить всё и уйти, радость от собственных успехов.

Сначала сильно досталось несчастной Кейт, про работу которой он еще долго будет вспоминать, однако именно его жесткий подход дал ей волшебный пинок в сторону координального изменения творчества и жизни в целом. Девушка полностью сменила жанр, и вместо чего-то похожего на Джейн Остин написала уморительный рассказ, над которым Леонард от души смеялся. Также она научилась стоять за себя и говорить людям «нет». Отсутствие глубины души у Дугласа Леонард распознал мгновенно: написано хорошо, но «копать» некуда, поэтому учитель отправляет его делать сценарии для Голливуда. Молодой человек сначала оскорбился, а потом принял совет и достиг большого успеха в этом занятии. Мартин, испытав разочарование в любви, решился показать свою работу Леонарду. Сначала его эго сопротивлялось сотрудничеству, а потом приняло протянутую руку помощи. За время семинаров студенты познали не столько тонкости писательского мастерства, сколько самих себя, изменили свою жизнь и мировоззрение.

Лаконичная сценография выполнена в черно-белых тонах. Минималистичные декорации, которые не меняются весь спектакль, играют иначе при небольшой трансформации сцены: стены можно отклонять, будто перелистываешь страницы книг. Работа света придаёт выразительности и дополняет пространство. Несколько раз зрителю зачитывают тексты о любви, в которых узнаётся Ф.Бегбедер — один из самых ярких представителей современного литературного мира.

У Сергея Аронина получилась пьеса о людях и их чувствах. О любви и предательстве. Об отчаянном поиске и переосмыслении собственной жизни. О любви к литературе и муках творчества. Здесь каждый найдёт что-то о себе.