Top.Mail.Ru
Константин Похмелов в передаче "Сотрудники" | СМИ о Московском драматическом театре

К.ЛАРИНА: Ну, скажу я вам, Похмелов как Воланд явился в эту студию. (смеется) Потому что померк свет и разверзлись хляби небесные.

К.ПОХМЕЛОВ: А я в сандалиях, черт возьми. (все смеются)

К.ЛАРИНА: Что-то в этом есть мистическое, Константин, да?

К.ПОХМЕЛОВ: Да.

К.ЛАРИНА: Ну что ж, попробуем выяснить. По традиции начинаем нашу передачу с предлагаемого досье на нашего героя от Льва Гулько. А затем по телефону прямого эфира 363-36-59, и с помощью SMS +7 985 970-45-45. Мы пообщаемся и с вами, дорогие друзья, и Костя ответит на все ваши вопросы. Ну и кроме этого напомню, что также ведется трансляция в интернете на нашем сайте, так что можете на Константина и посмотреть, наконец.

Л.ГУЛЬКО: Похмелов Константин Владимирович. На самом деле, товарищ Похмелов многолик. С одной стороны, это творческая ранимая, так сказать, натура. С другой, целеустремленный жесткий прагматик. В жизни товарищ Похмелов может довольствоваться малым, но в душе Константин – сибарит и, не побоимся этого слова, эпикуреец. Поставленный в предлагаемые обстоятельства товарищ Похмелов всегда найдет верное решение, и тем самым поможет не только себе, но и товарищам по творческой и производственной работе. Как и всему прогрессивному человечеству, товарищу Похмелову не чуждо ничто человеческое. И как говорится, слава богу.

Товарищ Похмелов любвеобилен. Во-первых, он страстно любит футбол и творчество. Во-вторых, обожает свою семью. И, в-третьих, товарищ Похмелов давно и не без основания влюблен в жизнь. Ну и, конечно же, нельзя не сказать об улыбке товарища Похмелова. За что его и любят товарищи по работе и не только они.

К.ЛАРИНА: Роскошный портрет, Константин.

К.ПОХМЕЛОВ: Обалдеть.

К.ЛАРИНА: Похоже?

К.ПОХМЕЛОВ: Просто... Наверное. Класс, так здорово.

К.ЛАРИНА: Похоже, да. Ну, ты понял, что тебя любят? Коллеги тебя обожают. Это приятно.

К.ПОХМЕЛОВ: За что им огромное спасибо.

К.ЛАРИНА: Мастерство не пропьешь. Давайте, все-таки, вспомним, что Константин Похмелов – артист Драматического театра, действующий артист, активно действующий, играющий. И это для меня лично самая большая загадка природы. Потому что в отличие от меня, ушедшей в свое время из театральной профессии, из актерской, Костя с профессией не расстается. Каким же образом это происходит в твоей жизни? Почему ты никак не сделаешь свой окончательный выбор?

К.ПОХМЕЛОВ: Да я не могу себе позволить. Мне театр в счастливые еще не совсем советские уже, но и уже пока еще не совсем российские годы квартиру выделил, и у меня просто совесть не позволяет уходить из этого театра.

К.ЛАРИНА: То есть долг.

К.ПОХМЕЛОВ: Я своими деньгами едва ли когда-то смог бы на это заработать, а, как бы, все, что я могу театру в этом смысле, я ему отдаю и, судя по всему, буду по мере возможности как можно дольше ему эти долги отдавать.

К.ЛАРИНА: А у тебя звания есть?

К.ПОХМЕЛОВ: Нет, званий у меня нету. Нету. Хотя... Ну, не знаю, посмотрим.

К.ЛАРИНА: В программках надо писать «Мальволио – спортивный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Константин Похмелов» (смеется). А скажи, пожалуйста, а как коллеги по театру относятся к твоей радиодеятельности?

К.ПОХМЕЛОВ: Многие, особенно люди, как ни странно, в меньшей степени творческие меня очень любят в бухгалтерии. Я как ни приду, они: «Ой... Похмелов, ты такой прогноз погоды дал замечательный». А другой раз приду, они говорят: «Ну что ж ты делаешь? У меня отпуск через неделю, а ты пообещал 12 градусов тепла в июне. Ну, это никуда не годится». Это когда мы еще погоду читали.

К.ЛАРИНА: Ну, это все шутки. А всерьез?

К.ПОХМЕЛОВ: Всерьез?

К.ЛАРИНА: Мне кажется, таких случаев-то нет. Ты уникум, ты знаешь? Вот, ты знаешь такие еще примеры в окружающей действительности, когда человек одновременно был бы и журналистом, и артистом?

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, сейчас чем больше я буду, как бы, на это акцентировать внимание, тем больше я буду признаваться в том, что... На самом деле, это очень плохо. Потому что когда человек разрывается, это, естественно, он не может сосредоточиться целиком и полностью на чем-то одном, и это меня постоянно, как бы, терроризирует изнутри. Но, вот, ничего сделать не могу, потому что я люблю и то, и другое. И мне кажется, что... Ну, не знаю, наверное, так вот у меня... Такая, наверное, моя судьбина, что ли.

К.ЛАРИНА: Я бы еще один вопрос задала тебе театральный, поскольку он касается непосредственно твоего театра, в котором ты работаешь. Сколько уже лет в театре Пушкина?

К.ПОХМЕЛОВ: Лет 17, наверное.

К.ЛАРИНА: Большой срок. И большую часть этого времени ты проработал под руководством Романа Козака, да?

К.ПОХМЕЛОВ: Ну да, Юрий Иванович Еремин был, потом Роман Ефимович, да. Совершенно верно.

К.ЛАРИНА: Совсем недавно Роман Козак совершеннейше в молодом возрасте в 52, по-моему, года ушел из жизни. И, может быть, сейчас есть такая возможность несколько слов сказать о нем. Вот, чем тебе лично этот человек дорог и почему он, все-таки, останется в твоей памяти как в памяти многих людей, которые его знали. Всех, которые его знали, и тех театральных гурманов, которые знали, кто такой режиссер Роман Козак.

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, во-первых, как бы, с творчеством Романа Ефимовича я-то познакомился, естественно, еще чуть раньше, когда он не был художественным руководителем нашего театра, а когда в театре-студии «Человек» он ставил свои спектакли, замечательные, на которые мы, действительно, бегали и бегали по несколько раз. Там он и играл, и «Чинзано» спектакль.

К.ЛАРИНА: «Эмигранты» еще были.

К.ПОХМЕЛОВ: И «Эмигранты», совершенно верно. Да. Тогда это был, ну так, не побоюсь этого слова, такой глоток свежего воздуха. Во-первых, такая драматургия, потом такое, совершенно непривычное для того времени существование свободное. Потом это было интересно. Это были интересные пьесы, это были нетривиальные какие-то решения. Потом когда Роман Ефимович пришел в наш театр, мне в этом смысле посчастливилось, что уже в первой его постановке, которая была. Первая его была, по-моему, «Академия смеха», но это в филиале. Очень хороший, кстати, спектакль, который меня еще раз убедил в том, что это хорошо, что Козак пришел к нам в театр. Был спектакль «Ромео и Джульетта», где, в общем-то, мне доверили немаленькую роль. А если принять во внимание, что я актер, все-таки, амплуа такого, ну, второго плана, что ли, где-то эпизода.

К.ЛАРИНА: Мастер эпизода.

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, наверное, да. Я получил роль Лоренцо, как мне кажется, вообще определяющую роль в этом спектакле. Ну и, вот, наверное, за это прежде всего... Это был первый его спектакль на всю труппу – вот за это, наверное, стоит сказать просто огромное спасибо, потому что вселил уверенность и доказал, что, в частности, и я ему нужен тоже.

К.ЛАРИНА: Сейчас театру представлен новый художественный руководитель Евгений Писарев. Не кажется ли тебе, что это слишком поспешное решение было принято Департаментом культуры? Поскольку человек только-только ушел из жизни, а назначение состоялось, еще и 9 дней не было. Как ответить?

К.ПОХМЕЛОВ: Да, очень трудно. Потому что я был на этом собрании, когда Евгений Александрович был представлен. В общем, Женя Писарев – мой однокурсник, которого я знаю очень-очень давно, который поставил очень много спектаклей в этом театре. Там и скандальчик разразился.

К.ЛАРИНА: Николай Фоменко заявил, что он уходит из театра.

К.ПОХМЕЛОВ: Да, Николай Фоменко заявил, что он уходит из театра, да, что его очень сильно покоробила вот эта ситуация. Трудно мне давать оценки и того, и другого. Единственное, что я могу сказать. Наверное, действительно, в управлении культуры поторопились. С другой стороны, в управлении культуры работают люди, которые на всех подобных перипетиях, что называется, собаку съели. Опыт они имеют и прекрасно знали, что если они делают такой шаг, чем это может обернуться.

Что касается Жени, которого я, ну, в общем-то, поддерживаю, потому что ему нелегко было в такой ситуации. Он был свободным художником, востребованным художником, делал, в общем-то, то, что ему хотелось, постановки, работал при Табакове, преподавал когда хотел, ездил, там, на гастроли или же отдыхать, когда хотелось, а сейчас взял на себя такую миссию.

Ну так вот, к чему я это все говорю? Что, наверное, в управлении культуры все это знали. А, вот, Жене, наверное, в этой ситуации, ну, если можно так сказать, такого житейского прагматичного опыта не хватило. Ну, я там не был, я не знаю этой ситуации. Может быть, он говорил, что «вы знаете, наверное, это некрасиво». Но, может быть, он не мог отказаться. Может быть, его поставили перед такими фактами или вот так поставили вопрос, что либо да, либо... Ну, не знаю. Все-таки, авторитет Писарева Евгения Александровича по сравнению с авторитетом Министерства культуры немножко разнится.

К.ЛАРИНА: Я тебя умоляю! У Министерства культуры, мне кажется, с авторитетом...

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, не с авторитетом. Я неправильно сказал. Не с авторитетом, а с умением все вот это делать.

К.ЛАРИНА: Ну, боишься чиновников. Чего так боишься?

К.ПОХМЕЛОВ: Я не то, что их боюсь, но я знаю, что там, наверняка, знали, что до 9-ти дней...

К.ЛАРИНА: Почему это там знали? А, знали, что нельзя?

К.ПОХМЕЛОВ: Что до 9-ти дней не нужно назначать.

К.ЛАРИНА: Конечно, знали.

К.ПОХМЕЛОВ: Конечно, знали. Но это сделали? Сделали. Вот и все.

К.ЛАРИНА: Да. Ну, это, значит, вопрос человека, который либо соглашается, либо не соглашается. Значит, у него как раз не хватило, может быть, и какого-то веса, и авторитетности у Евгения, каким-то образом...

К.ПОХМЕЛОВ: Мне кажется, даже какого-то житейского опыта. То есть он не мог, получив это приглашение, предложение вот это, он очень волновался, может быть, он не смог сразу взвесить это. Наверное – я говорю, я допускаю такую возможность, что он говорил «Ребята, товарищи, господа, давайте подождем. Это некрасиво».

К.ЛАРИНА: Вот теперь, значит, получается, что твой однокурсник стал художественным руководителем театра, в котором ты работаешь. Тебе не обидно?

К.ПОХМЕЛОВ: Ой, не. Вот это нет совсем. Вот здесь, как бы, чего-чего, а завистью никогда ни в каком разрезе, никогда не страдал. Мне с Женькой всегда, еще когда мы учились, он был самым активным, он всегда пытался что-то такое сделать, он ставил самостоятельные спектакли, которые шли у нас в театре, в филиале. Потом, вот, наш легендарный, как мне кажется, замечательный спектакль «Остров сокровищ» - это, в общем-то, постановка, спектакль для детей, который идет уже лет, наверное, 20 и, по-моему, до сих пор там полные залы у нас, потому что я там до сих пор играю. И он всегда к этому шел, ему это было интересно. Он пробовал себя потом с Деканом Донованом, работал.

К.ЛАРИНА: Да-да-да. Ну, это все понятно. Я про тебя спрашиваю.

К.ПОХМЕЛОВ: А у меня – нет, а у меня никогда это не было. Я не могу взять на себя ответственность. Я всегда был, грубо говоря, если в тандеме есть лидер, ведущий и ведомый, то я всегда был ведомым, я никогда не... Я не могу взять на себя ответственность, собрать людей, сказать «Ребят, давайте я поставлю сейчас с вами спектакль». Да как это? А если вдруг, вдруг если не удача? Да нет, мне потом перед ними будет очень неудобно. И это, вот, я, наверное, в этом смысле не лидер, что ли, не режиссер.

К.ЛАРИНА: Зато теперь роли посыпятся на тебя как из рога изобилия. Ты будешь дверь ногой открывать в кабинет главного режиссера. Нет? Константин?

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, зачем? Наоборот, я считаю. Мне кажется, что нас, однокурсников его в театре осталось немного, мне кажется, надо, наоборот, поддержать человека. Потому что, я говорю, это вот так с одной стороны кажется, вот, назначили художественным руководителем в 38 лет, теперь ему все дороги открыты. Да совсем это не так. В предыдущем варианте у Женьки были все дороги открыты, когда он мог делать то, что он хотел. А сейчас на нем огромная ответственность за коллектив. Потому что главный режиссер, художественный руководитель – это человек, который отвечает.

К.ЛАРИНА: Все поняли. Константин. Все-таки, я возвращаюсь к первому вопросу. Я не понимаю, как это можно совместить, потому что даже то, о чем сейчас мы говорим и что подтверждает лишний раз вот эту аксиому, что артист – это одна из самых зависимых профессий на свете. Самых зависимых. Потому что зависишь от всего. От настроения главного режиссера, от собственного состояния, от настроения, от зрительного зала, от всего.

К.ПОХМЕЛОВ: От репертуара, в конце концов.

К.ЛАРИНА: От репертуара, стечения обстоятельств. Журналист, с другой стороны, как мне представляется и есть для этого все основания считать, поскольку я здесь как и ты работаю очень давно, это одна из самых свободных профессий творческих. Когда несмотря на то, что существует и наличие главного редактора, все равно ты, как бы, своего Короля Лира играешь сам, самостоятельно в этом эфире. Ты отвечаешь за это целиком, да? И сам свой спектакль строишь. Вот, как это можно совместить? Я не понимаю.

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, ты, наверное, сейчас и сказала как. Вот в этом как раз и прелесть, что здесь можно, как бы, самовыражаться, ну, даже не самовыражаться, а вот эти, как бы, 2 стороны любого человека, наверное, я имею возможность каким-то образом реализовывать. Даже не реализовывать – неправильно говорю. Но не то, что раздваиваться, но здесь какие-то одни стороны своей души, своих каких-то способностей реализовывать, там чего-то другое. Хотя, я не согласен. Мне кажется, что зависимость – это одно. Но как известно, что режиссер-то – он как в анекдоте: «Я свое дело сделал, а теперь я буду делать». У нас, вот, идет, например, спектакль по повести Белкина. Великолепный спектакль, который в филиале театра имени Пушкина идет со дня открытия, с 1994 года он идет – уже прошло больше 300 спектаклей. И, вот, ну, не хвастаюсь, но мне кажется, что каждый спектакль, хотя я сыграл больше 300, он все равно чем-то новый. И свобода у меня там полная. Ну, текст Пушкина великолепный, а, уж, как ты, чего ты – да ради бога.

К.ЛАРИНА: Как относятся в театре вообще к радиостанции «Эхо Москвы»? Не считают ли ее некоторые люди так, как считают некоторые слушатели, что это вообще вражеский голос и радиостанция, которая работает на развал России, и вообще она оппозиционная и отвратительная, либеральная? Есть такие мнения? Там же тоже люди разные.

К.ПОХМЕЛОВ: Да, конечно. Нет, во-первых, когда я был моложе, когда я общался, в основном, со своими сверстниками (они тоже были достаточно молоды), как-то их радиостанция «Эхо Москвы» интересовала меньше. Ну, потому что, наверное, что-то другое больше интересовало. А, вот, сейчас уже с годами я замечаю, что иногда, вот, с ребятами сидим, они говорят «Вот, на «Эхе»-то такое-то сказали». Раньше такого не было. А сейчас мои ровесники тоже стали немножечко взрослее, умудреннее, их стало это, как бы, интересовать, задевать. Да более того, я сегодня детям своим сказал, что у нас сегодня будет Петр Налич. Они «Опа-на!» сразу, раз-раз-раз, «Эхо Москвы». Нет, я никогда ни от кого не слышал, что какие-то такие гневные... Не знаю.

К.ЛАРИНА: Не спрашивают «Вас еще не закрыли?»?

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, вот это обычно в шутку, там у меня есть парочка знакомых, которые «Ну что? Ты все еще ходишь туда? Ну ходи-ходи, давай».

К.ЛАРИНА: А какие-нибудь политические споры ведутся за кулисами театра?

К.ПОХМЕЛОВ: В последнее время да. Вот, я говорю. Ну, пока молодые-то, как-то не очень. А, вот, сейчас уже – да. Нет, очень всех, конечно, вот эта история недавняя, когда деятели культуры встречались с нашим премьером, очень, конечно, людей не то, чтобы разделила на 2 лагеря, но это стало темой.

К.ЛАРИНА: Предметом обсуждения.

К.ПОХМЕЛОВ: Предметом для обсуждения, да. Хотя, вот, я должен признать, что тоже не совсем понимаю, особенно историю с Юрием Шевчуком. В общем, ну, зачем премьер спросил, как его зовут? Ну что? Если он приглашает людей, наверное, должен знать, как зовут. По-моему, это какое-то проявление, ну, того, чего я очень не люблю.

К.ЛАРИНА: Такой своеобразный вид хамства, безусловно.

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, желание поставить на место. Потому что человек почувствовал, что тема не самая нелицеприятная. Ну, вообще-то, начальство. Что поделаешь?

К.ЛАРИНА: Кость, а почему, все-таки, артисты в большинстве своем – народ такой, аполитичный, асоциальный? Ну, мы это видим и на примерах конкретных, что частенько, чаще всего люди мало интересуются тем, что происходит за стенами театра, и сосредотачиваются на своей профессиональной деятельности. И все. Как ты это объясняешь? Ты же, все-таки, пассионарий, иначе бы ты здесь не работал.

К.ПОХМЕЛОВ: Пассионарий? Не, я не бунтовщик, нет. Я не совсем. Вообще, как бы, к тому вопросу по поводу «журналист», я, все-таки, скорее (уж там не знаю, слышат меня или не слышат), я даже не журналист. Я, как мне кажется, ближе, наверное, все-таки к понятию «аналитик». Вот, в моем понимании, журналист – это тот, который разыскивает, вынимает какие-то горячие новости, что-то из них, вот. Вот, в этом отношении это не мой склад характера, я, скорее, проанализировать там что-то такое, обсудить. Вот это мне ближе. А что касается, почему? Почему творческие люди такие?

К.ЛАРИНА: Пассивные в гражданском смысле.

К.ПОХМЕЛОВ: Ксень, не могу ответить. Правда, не могу. Не знаю. Не знаю.

К.ЛАРИНА: Ты согласен, что это так?

К.ПОХМЕЛОВ: Да, я согласен, что это так. Но опять-таки, скажу, что по молодости особенно, а, вот, уже сейчас, когда мои сверстники, с которыми я больше общаюсь, когда они взрослеют, они, естественно, уделяют этому больше внимания. Задаются какими-то вопросами, пытаются в чем-то разобраться. Ну, вообще-то, мне кажется, что в молодости у нас было принято заниматься все время чем-то другим. Хотя, сейчас вот я смотрю на нынешнюю молодежь, особенно чего-то показывают по телевизору. Очень мне нравится вот эта передача, когда взрослый выступает, а вокруг дети сидят – «100 вопросов взрослому». Великолепная передача! Иногда думаешь: «Господи, какие же дети есть? Как их все это занимает?» Фантастика.

К.ЛАРИНА: Наивный Похмелов, боже мой. Если бы он знал, как делаются эти передачи, это было бы крушение всех иллюзий.

К.ПОХМЕЛОВ: Я думал, хоть это не постановка.

К.ЛАРИНА: Работает 50 лет на «Эхе Москвы», и даже этого не может представить.

К.ПОХМЕЛОВ: Ну дети! Неужели, детей тоже так дрессируют?

К.ЛАРИНА: Дети, конечно.

К.ПОХМЕЛОВ: Да?

К.ЛАРИНА: Итак, Константин Похмелов, наивный, романтический герой нашего времени практически у нас в гостях. Мы сейчас слушаем новости, потом возвращаемся в передачу и дадим слово вам. Про футбол обязательно поговорим – куда же без этого.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Мы уже тут разговаривать начали, да? Напомню, что это программа «Сотрудники» и сегодня у нас в студии Константин Похмелов, спортивный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» и по вечному совместительству, тьфу-тьфу-тьфу, артист московского Драматического театра имени Пушкина. Но я, все-таки, настаиваю на этом разговоре, Константин. Уж коли ты сегодня в двух лицах выступаешь как представитель творческой интеллигенции. Вот, у меня к тебе такой вопрос. Володя Варфоломеев, наш с тобой коллега в свое время всерьез занялся исследованием общественных мнений, которые бытуют среди творческой интеллигенции. И, вот, занялся вот такой скрупулезной работой по исследованию, почерковедческой экспертизой – кто чего подписывает, кто какие письма из творческой интеллигенции подписывает, в защиту кого или против кого.

К.ПОХМЕЛОВ: Так?

К.ЛАРИНА: Вот, все-таки, на твой взгляд, если люди, которые занимаются творчеством, вступают в контакт с властью, то какие должны быть здесь взаимоотношения? Как сделать так, чтобы здесь не было, с одной стороны, подобострастия, а с другой стороны, и не было бы хамства? Или вообще не нужно в этот контакт вступать? Кстати, это в связи с тем же разговором про Шевчука и Путина, который тоже обсуждается. Надо или не надо ходить на встречи с властью? Вот, на твой взгляд? Твое личное мнение?

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, во-первых, если высшие люди власти приглашают к себе цвет интеллигенции, значит, это, все-таки, наверное, действительно, цвет интеллигенции. То есть это люди уважаемые, люди авторитетные, люди, которые много сделали для нашего искусства, для просвещения, для чего бы то ни было. Во всем, по-моему, цивилизованном мире к мнению таких людей принято прислушиваться, мне так кажется.

К.ЛАРИНА: То есть что? Барак Обама или Джордж Буш – они проводили такие встречи с творческой интеллигенцией? Вряд ли.

К.ПОХМЕЛОВ: Понятия не имею. Не знаю, не присутствовал.

К.ЛАРИНА: Или встречи с американскими писателями, представь себе.

К.ПОХМЕЛОВ: У нас кто инициатор-то этих встреч? Интеллигенция или власть?

К.ЛАРИНА: Власть.

К.ПОХМЕЛОВ: Власть? Ну, а я тоже думаю, что власть. Значит...

К.ЛАРИНА: Значит, ей чего-то нужно.

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, просто, видимо, власть, наверное, привыкла, что интеллигенция придет. Я сегодня смотрел этот концерт, кстати, перед тем как приехать сюда на радио. Было же замечательно, когда Юрий Шевчук пел с этими детишками песню, когда помогал им подпевать. И тут же прямо показывают Владимира Владимировича, который сидит в зале, смотрит.

К.ЛАРИНА: Это концерт, который как раз?.. «Подари жизнь»?

К.ПОХМЕЛОВ: «Подари жизнь», совершенно верно. Вот, сегодня была трансляция этого концерта «Маленький принц», и там была вот эта песня. Ну, видимо, это делается для того, чтобы в глазах интеллигенции, какой-то прослойки подчеркнуть, что руководство страны в курсе ваших всех проблем, потому что, вот, мы общаемся не с элитой, а с самыми яркими представителями этой интеллигенции. Только когда эта интеллигенция пытается задавать какие-то вопросы, которые, действительно, волнуют не для галочки, а, действительно, задавать вопросы, которые волнуют, их почему-то игнорируют или же, вот, на них отвечают посредством того, что «Извините, а как вас зовут?»

Наверное, прокол свершился. Наверное, это все из той же оперы, о чем ты говорила, что эта передача, вот эта вот «100 вопросов взрослому» - там, наверное, тоже каким-то образом что-то отбирается.

К.ЛАРИНА: Конечно, свой сценарий. Ну, конечно, да.

К.ПОХМЕЛОВ: Конечно, сценарий. Ну, а тогда... А интеллигенции что? Если хоть что-то будет услышано. Вот, я, по-моему... Кто же у нас был в студии-то, рассказывал совсем недавно?

К.ЛАРИНА: Ахеджакова.

К.ПОХМЕЛОВ: А, Лия Ахеджакова, совершенно верно. Я где-то читал, что она очень переживала, что она не взяла с собой какие-то бумажки, которые ей там нужно было. Вот, если бы она взяла эти бумажки, может быть, какая-то из них дошла бы. Все равно коренным образом ничего не изменится, но какое-то одно письмо, какая-то одна бумажка дошла бы, может быть, премьер или президент что-то бы сделали, кому-то помогли. Вот с этой точки зрения, да, я считаю, что это полезно. Потому что у нас, ну, всем уже известно и сам Дмитрий Медведев говорил об этом, у нас, к сожалению, так сложилось, что пока жалоба не дойдет до самого первого лица, у нас ничего не изменится. Ну, к сожалению, у нас так. Поэтому, наверное, имеет смысл нашей интеллигенции иногда приходить и о чем-то просить, потому что я так понимаю, что они просят не для себя там машины, квартиры, как там раньше в советские времена бывало, а они просят, все-таки, какие-то благородные вещи.

К.ЛАРИНА: А это нормально, что надо приходить и просить?

К.ПОХМЕЛОВ: Да не, ну, конечно...

К.ЛАРИНА: Ты сейчас это слово сказал, этот глагол – он был очень распространен в советские годы. Мы все знаем подвиги, опять же говорю без всякой иронии, представителей творческой интеллигенции, у которых была возможность каким-то образом выбить кому-то квартиру, кому-то зарплату, кому-то помочь с врачами.

К.ПОХМЕЛОВ: С получением звания.

К.ЛАРИНА: Да. И обычно на эту роль всегда выделяли людей, действительно, авторитетных. А если еще и каких-нибудь депутатов или героев Соцтруда, которые надевали все цацки на себя и шли. И ничего! И Ульянов ходил, и Зельдин ходил, и многие до сих пор благодарны этим людям за то, что они реально помогли. Но это, скажи мне, нормально? Вот это нормально отношения граждан и власти, прийти и просить?

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, так вот, если...

К.ЛАРИНА: Или ты считаешь, что для нас это нормально? Это, как бы, для нашего менталитета, для тех привычек и традиций... Это в традициях нашей страны?

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, конечно, в традициях, конечно, в традициях. Я не говорю, что это нормально. Но если по-другому-то... То есть, вот, когда у нас – я не помню, по-моему, Вера Валентиновна ходила.

К.ЛАРИНА: Вера Алентова, да?

К.ПОХМЕЛОВ: Да-да-да. Просила, чтобы кому-то там помогли. Сейчас не помню, что это был за эпизод. Не помню. Но она помогла человеку. Естественно, было бы в миллион раз лучше, если бы никому не надо было ходить, а просто... Ну, у нас страна большая. У нас внимания никогда на всех не хватает. Почему у нас на улицах, что называется, бардак, почему у нас с природой полная вот эта вся самая. Потому что у нас большая огромная, широкая страна и у нас, как бы, никто ни за что не отвечает. Ой, не хочу я об этом.

К.ЛАРИНА: Я вспоминаю из фильма Никиты Михалкова, прости господи, «Неоконченная пьеса для механического пианино», герой Юрия Богатырева говорил: «Вы знаете, почему у нас так плохо распространяются демократические и либеральные идеи? Потому что у нас страна большая».

К.ПОХМЕЛОВ: Да-да-да, абсолютно.

К.ЛАРИНА: И поэтому идет от одного к другому.

К.ПОХМЕЛОВ: Абсолютно точно. А пока дойдет, там уже календарь, уже год прошел другой, а там все приходит. Ну, это абсолютно точно, стопроцентно.

К.ЛАРИНА: Товарищи, телефон наш – 363-36-59. Здесь Константин Похмелов, мы обещали про футбол и обязательно мы про него поговорим. Может быть, сейчас вы спросите? Но давайте я, все-таки, этот вопрос задам первая, поскольку сама являюсь болельщицей-любительницей. Болельщик-любитель – есть же такое определение, да?

К.ПОХМЕЛОВ: Конечно, конечно.

К.ЛАРИНА: С удовольствием всегда смотрю. Ну, ты знаешь, что я всегда тоже переживаю, когда крупные соревнования. Поэтому давай, скажи нам быстренько свои прогнозы и что тебе здесь интересно. Будут ли какие-нибудь сюрпризы на Чемпионате мира, на твой взгляд?

К.ПОХМЕЛОВ: Ну, тут совпало очень хорошо, потому что одна из моих любимых команд, за которую я давно уже переживаю, это сборная Аргентины. С самого детства они мне были симпатичны, там, по-моему, с 1978 года. А тут такая ситуация, Диего Марадону назначили главным тренером сборной Аргентины. И этот Диего Марадона выдал, конечно, фантастическую вещь, когда за месяц до первого матча чемпионата мало того, что объявил стартовый состав на первый матч. Обычно же тренеры это держат в секрете, дабы удивить своих соперников. Он назвал стартовый состав на первую игру. Более того, он в интервью журналистам рассказал, как каждый игрок будет играть, какие тактические рисунки выполнять, почему он не взял этого или не этого игрока (потому что они не вписываются в его схему игры), а схема его такая: вот эти игроки атакуют, эти игроки защищаются. По-моему, это нонсенс.

У нас в нашем Чемпионате России да ни один тренер даже перед матчем не даст никакого интервью, даже после мачта будет держать в тайне его, как ему кажется, гениальные тренерские разработки. А тут приходит какой-то Марадона, никто в тренерском штабе и все рассказывает: «Вот, на-те, берите голыми руками. Здесь у меня будет играть этот, здесь этот». Слава богу, не сказал еще, что у этого больная нога, а этот слеп на один глаз, поэтому его надо обыгрывать слева, а не справа.

Вот, что будет с этой командой? Какая там внутри обстановка, мне чертовски интересно. Потому что все знают характер Марадоны, что это непростой человек. С какой-то такой...

К.ЛАРИНА: С тараканами.

К.ПОХМЕЛОВ: Да, с тараканами в голове, что он неоднократно демонстрировал. И, действительно, многих лидеров команды он оставил за бортом. Вот, как это все вывернется, мне чертовски интересно. А потом, мне очень хочется, чтобы Аргентина, наконец-то, завоевала третье для себя золото – давно они ничего не выигрывали.

К.ЛАРИНА: То есть твой вариант финала – Аргентина-Бразилия?

К.ПОХМЕЛОВ: 4 года назад в Германии ни одной латиноамериканской команды не было в полуфинале – было 4 европейские. Если в этом году из 4-х команд будут 2 латиноамериканские, я буду считать, что это замечательно. Потому что у нас для Европы есть Чемпионат Европы, вот, и Европа пускай там раскрывает весь свой потенциал. Мне очень понравились южные корейцы уже на старте, очень понравились, слаженная такая, злая, быстрая команда. Пускай тоже чего-нибудь покажет, тем более у них были прецеденты с Гуусом Хиддинком.

Они, кстати, интересно. Мы идем сейчас по их следам: у них был сначала Хиддинк, у Южной Кореи, с которым они дошли до 4-го места, потом у них был Дик Адвокат. То есть абсолютно как у нас: вот, у нас тоже был Хиддинк, сейчас мы взяли Дика Адвоката. Но у них сейчас свой тренер, местный. Говорят, какой-то очень тоже своеобразный, но талантливый. Так что можем предположить, что к Чемпионату мира 2018 года у нас тоже будет российский свой тренер.

К.ЛАРИНА: Сел на своего любимого конька, загорелись глаза сразу у Константина. Давайте послушаем телефонные звонки. Напомню, это Похмелов Константин, который ждет ваших вопросов. Алло, здравствуйте. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Игорь Васильевич, я хотел бы попросить у Кости рассказать коротко историю прихода на радио «Эхо Москвы» в качестве спортивного комментатора. Очень интересно.

К.ЛАРИНА: Итак, история прихода.

К.ПОХМЕЛОВ: Я работал в Театре имени Пушкина, со мной работала девочка такая замечательная, Маша Лекух, она была кинообозревателем. И в какой-то момент...

К.ЛАРИНА: Она кем работала в Театре Пушкина?

К.ПОХМЕЛОВ: Она работала художником по свету. И она сказала, ну, как-то в разговоре, я уж не помню, за рюмкой чая или как, она сказала «Вот, у нас надо видеообзоры делать, а видеообзоры делать некому – у меня времени нет, я вот тут постоянно мечусь. Не хочешь, вот? Ну и подработочка какая-то, видеообзоры». Я пришел, сделал несколько видеообзоров. Не успел я сделать – по-моему, я сделал 1 или 2 видеообзора, у нас работали Леша Осин и Сережа Румянцев на спорте. Значит, Сережа Румянцев ломает ногу, Леша Осин – то ли он заболел... Кстати, первый и единственный раз, по-моему, на моей памяти, за все время работы. То ли еще что-то. В общем, не осталось ни одного спортсмена. То есть я попал сразу.

К.ЛАРИНА: Выражаясь театральным языком, это был срочный ввод.

К.ПОХМЕЛОВ: Срочный ввод, чего я, кстати, ненавижу в театре. И поскольку у меня память на тексты ужасная, то вот здесь был срочный ввод. И я никогда не забуду, когда мне после первого чтения этих новостей сказали: «Ну что же это такое-то? 8 оговорок за 3 минуты. Восемь!» И, действительно, мне было очень нелегко тогда.

К.ЛАРИНА: С тех пор прошли годы.

К.ПОХМЕЛОВ: С тех пор прошли годы, да.

К.ЛАРИНА: Алло, здравствуйте. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

К.ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Добрый день. Евгения вас беспокоит. Я хотела спросить следующее. Во-первых, я восхищена Константином и вообще вашей радиостанцией, потому что, действительно, многие из ваших сотрудников имеют несколько специальностей. Это, действительно, удивительно. А вопрос у меня такой. Константин сам занимается ли спортом?

К.ЛАРИНА: Это вопрос, который часто, наверное, Константину задают.

К.ПОХМЕЛОВ: Расскажу, да, в двух словах. Ну, во-первых, я в футбол играл в свое время очень так, достаточно плотно, вплоть до дублирующего состава московского Торпедо дошел. Тренером у меня был замечательный Борис Павлович Хренов, если уж об этом пошла речь, мой первый тренер, который, между прочим, Эдуарду Стрельцову, когда тот попал в места заключения, вся эта история, он ему носил передачи, посылки. Он был не главным тренером, естественно, там был Маслов еще, а он был, ну, при команде, как бы, одним из тренеров. И, вот, в его функции входило вот это все приносить, помогать там, какие-то продукты, что-то еще привозить. И там я играл довольно-таки долго. Это было давно. Сейчас продолжаю играть в футбол. Иногда мы играем с ветеранами ЦСКА. В волейбол очень люблю играть – у меня, кстати, я очень рад, у меня дочка младшая сейчас занимается волейболом, и занимается так, уже, ну, достаточно полупрофессионально. То есть уже в спортивной школе, вот, скоро будет на первенство Москвы играть, такая школа есть «Ника-65», которая, в частности, Любовь Соколова, нашу олимпийскую чемпионку, замечательную волейболистку воспитала. Вот так вот. А так, в шахматы люблю играть, в настольный теннис.

К.ЛАРИНА: Следующий звонок. Алло, здравствуйте. Алло? Говорите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

К.ЛАРИНА: Да-да?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Ксения, здравствуйте, Константин. Все сказали про Константина, а самое главное не сказали. Вы знаете, очень часто слушаю «Спортивный канал» только ради того, чтобы его услышать голос. Вы знаете, как он его ведет? Насколько это добрый человек, насколько он тактичный, насколько он выдержанный. И там всякие реплики идут, но он очень как-то реагирует спокойно, доброжелательно. Вообще, он такой чудесный человек.

К.ЛАРИНА: Спасибо. Он художник, ранимый художник. Это естественно. Правда, Константин?

К.ПОХМЕЛОВ: Да как, вот, можно, «добрый отзывчивый тактичный журналист»? Вот так вот, бац – и все.

К.ЛАРИНА: Да-да, вот так вот. Ранимый человек.

К.ПОХМЕЛОВ: Спасибо.

К.ЛАРИНА: Алло, здравствуйте. Алло? Да, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

К.ПОХМЕЛОВ: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Георгий, я из Москвы.

К.ЛАРИНА: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Вот, я являюсь поклонником вашей передачи и краем уха услышал, что ваш сегодняшний гость – воспитанник спортшколы «Торпедо». Я, вот, кстати, тоже. Хотелось бы просто знать, какого года?

К.ПОХМЕЛОВ: 1968-го. Я с Димой Хариным, если вы там знаете Диму Харина, нашего замечательного вратаря, вот я с ним даже сидел за одной партой. Правда, не в спортшколе, а в обычной школе. Но он играл за 1967-й год, я – за 1968-й.

СЛУШАТЕЛЬ: Ага. А в какой? В 839-й школе учились? На Коломенской?

К.ПОХМЕЛОВ: На Коломенской, но нет, в 463-й.

СЛУШАТЕЛЬ: Ага. А я, вот, воспитывался у Николая Михайловича Ульянова и у Гостинина 1973 года.

К.ПОХМЕЛОВ: У Гостинина, да-да-да. Но вы попозже уже, да. Я помню, как Гостинин уже играл.

СЛУШАТЕЛЬ: Да-да-да. Дай бог вам здоровья.

К.ЛАРИНА: Ну, товарищи, давайте прервем этот вечер воспоминаний. (смеется)

К.ПОХМЕЛОВ: Да. Спасибо большое, спасибо.

К.ЛАРИНА: Еще звонок. Алло, здравствуйте, алло? Говорите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Александр из Москвы.

К.ЛАРИНА: Да?

К.ПОХМЕЛОВ: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Хотел вопрос Похмелкину задать. (все смеются)

К.ЛАРИНА: Похмелкину? А он, кстати, тоже давно уже.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот, он во всех вопросах, как говорят, разбирается. Несколько минут тому назад по «Эхо Москвы» передали, что исполнилась годовщина ввода оккупации наших войск в страны Прибалтики – Латвии, Эстонии, Литвы. Годовщина оккупации. А, вот, у меня журнал за 1940-й год, там есть договора с правительствами буржуазными.

К.ЛАРИНА: Да, мы поняли ваш вопрос. Это, скорее, вопрос для обсуждения, чем для ответа.

К.ПОХМЕЛОВ: Может это, действительно, к?..

К.ЛАРИНА: Нет, я думаю, что здесь вопрос, связанный с терминологией. Наш слушатель, как я поняла, усомнился в том, можно ли в новостях называть эту акцию оккупацией. Я думаю, что здесь, по-моему, вопрос давным-давно уже исчерпан по этому поводу. Именно так, а не как по-другому. Константин!

К.ПОХМЕЛОВ: Да?

К.ЛАРИНА: «Я вас люблю как ведущего. Антонина из Москвы».

К.ПОХМЕЛОВ: Спасибо, Антонина.

К.ЛАРИНА: Ну, здесь таких признаний в любви очень много. «Костя, вы очень милый. Это Аня», «Константин, вашим голосом можно записывать хорошие аудиокниги для детей. Не пробовали?»

К.ПОХМЕЛОВ: Пробовал озвучивать компьютерные игры. Но, к сожалению, там все приходят такие компьютерные игры, что там своим голосом-то, как вы говорите, красивым, там не блеснешь. Там, в основном, разные звуки, все убийства, мордобои, там 8 вариантов умирания от задушения, потом от укола, летишь в пропасть – вот такие игры сейчас все, к сожалению.

К.ЛАРИНА: Кость, скажи, пожалуйста, а такие вот качества как тщеславие, амбиции тебе, вообще, знакомы, близки? Честолюбие?

К.ПОХМЕЛОВ: Наверное, в меньшей степени. Наверное, в меньшей степени. Если говорить о каких-то вещах, наверное, заложенных родителями, то, наверное, все то, что ты перечислила, все эти качества для меня, все-таки, перевешивают качество, которое называется «порядочность». И не хочу, чтобы это звучало как-то очень пафосно,