Top.Mail.Ru
Из классики нам что-нибудь… | СМИ о Московском драматическом театре

 Практически одновременно три известных московских театра пригласили публику оценить новые версии произведений хрестоматийных авторов: Грибоедова, Островского и Тургенева. Правда, насчет последнего сразу стоит заметить: в Театре имени Маяковского играется не инсценировка знаменитого романа «Отца и дети», но пьеса ирландского драматурга Брайана Фрила, написанная по мотивам романа. Впрочем, все три произведения – «Горе от ума», «Доходное место» и упомянутая версия «Отцов и детей» -- в оригинале были наполнены, помимо прочего, и мотивами социальными. Сегодня, казалось бы, им вновь полагается зазвучать в полный голос. Ан нет. В спектаклях по разным причинам и разными способами эти мотивы отчасти приглушены, а углы стремятся к овалам. В результате получается «про любовь». Ну, или про ее отсутствие. Хотя, будем справедливы, и этих мелодий у авторов достаточно. Но, быть может, в более отдаленной перспективе, эти спектакли станут значимы не только с точки зрения очередного режиссерского успеха или просто следующего шага, сколько в том плане, что предоставили превосходную возможность для крупных актерских дебютов. Вчерашние выпускники в этом сезоне, к счастью, начинают не с «Кушать подано» или «Барыня приехали-с», но с полноценных ролей классического репертуара.

«Доходное место». Театр имени Пушкина. Режиссер Роман Самгин
Одна из самых пронзительных и горьких пьес Островского немного скрыла свою вечную актуальность в шумном и красочном балагане, предложенном режиссером, поднаторевшим в постановке антрепризных спектаклей. Антреприза, впрочем, учит и хорошему: спектакль должен быть сделан грамотно, ярко, не скучно, с выигрышной актерской подачей. Все это здесь соблюдено, да к тому же действие помещено в очень умное и смысловое сценическое пространство, придуманное художником Виктором Шилькротом, перебрасывающее мостик от почти классицистской «старины» с ее устоями и устойчивостью к любимой ныне трансформации мест действия.

А старый чиновничий мир здесь живет широко и вольготно, несмотря на неотвратимость нравоучительного финала. Но мы-то с вами знаем, что эта мораль хороша на словах, на деле же до ее реализации весьма далеко. Чиновники, молодые и старые, пьют, поют, гуляют, пляшут, заводят маскарадные хороводы в масках и падают в театрализованные обмороки. Тон задает «главарь» Вышневский в весьма темпераментном исполнении Игоря Бочкина. Но посмотрите, как хорош и убедителен юный Белогубов – Артем Ешкин, на ходу перенимающий навыки «куража». Они столь обаятельны в своем упоении властью и безнаказанности, столь легко и виртуозно вписываются в общую картину бытия, что молодому идеалисту Жадову – Александру Дмитриеву трудненько приходится настаивать на своих идеалах, и не слышит никто, и воли не хватает. Тем более что рядом пусть глупенькая, но упоительно хорошенькая Полинька – Анастасия Мытражик, наивная и звонкая, ради любви к которой на все пойдешь, а не только поступишься принципами. Да и общественное мнение, согласно этому спектаклю, пока еще находится в зародыше, а значит, и поддержки со стороны «прогрессистов» ждать не приходится.

В этом спектакле Самгина «новая жизнь» с ее горячими убеждениями пока проигрывает старой, не желающей сдавать позиции. Только вот режиссер, кажется, подглядел все это в нашей с вами реальности, все так же далекой от идеала, как и во времена Островского.