Top.Mail.Ru
Игра в ассоциации | СМИ о Московском драматическом театре

Не думайте, будто спектакль «Апельсины. Лимоны» по классической пьесе Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка» в Театре им. Пушкина, где главную роль играет Вера Алентова, героический. Он лёгкий, озорной, фривольный, в какой-то степени гламурный, с разными финтифлюшками и милыми овечками на колёсиках, которые сами собой передвигаются по зелёной лужайке, что впечатляет, – театр идёт в ногу с нанотех­нологиями.

И всё-таки не это главное. Режиссёр Евгений Писарев использует технические новации для создания игровой стихии в жанре салонной комедии, где царит Вера Алентова, звезда отечественного кинематографа и прима театра на Тверском бульваре. И вот она в шикарном наряде и шляпе под аплодисменты зрителей появляется на сцене, и все взоры обращены к юбилярше, решившей подурачить публику, а заодно сказать нечто важное, что её тревожит и занимает.

Тут главное не скатиться до банальной мелодрамы, заинтриговать публику, дать возможность насладиться её мастерством, а как она этого достигает, – личный секрет актрисы.

Ничто так не удручает служительниц Мельпомены, как невостребованность, здесь же Джудит Блисс по собственному желанию уходит из театра, надеясь, что это временно и её непременно позовут спасать спектакли. Но проходят дни, недели, месяцы, а дирекция театра не торопится призывать на помощь любимицу публики… Неужели забыли? Так и до нервного срыва недалеко… Что делать?

Наверное, надо вспомнить известное изречение Шекспира: «Весь мир театр, все люди в нём актёры», и применить его на практике, то есть в жизни, когда в выходные дни в усадьбу приглашаются гости, – устроить с ними представление, о чём они не должны подозревать. А там посмотрим, кто из них разгадает игру Джудит, а кто запутается, струсит и убежит, боясь сойти с ума. Задуманная импровизация срабатывает на сто процентов, так как Богом поцелованных актрис в отставке не бывает. Кроме того, она является режиссёром придуманного спектакля, и все должны участвовать в нём, даже дети, не раз испытывающие на себе чудачества матери, к которым уже привыкли. И всё же эмансипированная дочь в исполнении Анны Бегуновой, декламирующая «высосанные из пальца» страшные стихи, тем самым отпугивая кавалеров, неоднократно спрашивает мать: притворяется она или нет? Джудит не может дать вразумительного ответа на этот вопрос, потому что со всей пылкостью своей души она живёт в этом обмане. Для неё ничего не стоит сыграть одинокую, никем не понятую героиню и таким образом влюбить в себя наивного туповатого боксёра, испытывая при этом кайф и ощущая власть над ним.

В течение всего спектакля Джудит «не опускается» до страданий, поскольку сочувствие зрителей ей ни к чему, они должны восторгаться её красотой, тонкостью ума и магией совершенства. Правда, однажды она скажет: «Я устала бороться с жизнью», горько усмехнётся и тут же мгновенно закроется маской игривости, не дав собеседнику возможности проникнуть в свой внутренний мир. Недаром её бездарный муж Дэвид (трудно представить другого такого антипода Джудит в исполнение Бориса Дьяченко) признаётся, что не знает, чего захочет в следующий момент его жена. Она неуловима, как ртуть, как переменчивый ветер, как солнечный зайчик на окне. Вот почему респектабельного Дэвида тянет к глупой и беспомощной девице Джеки (актриса Ирина Петрова), которая и двух слов связать не может и только восторгаясь произносит «вообще». Он даже попытается соблазнить женщину-вамп, подружку сына Миру, сексапильную девицу с длинными ногами и непомерными амбициями, какой её изображает Екатерина Клочкова, но неожиданно в комнату войдёт Джудит и разыграет сцену ревности. Начнёт собирать чемодан, оставаясь абсолютно равнодушной к проказам своего неловкого мужа. Ибо на следующее утро, когда перепуганные гости крадучись смоются из странного дома, где вместо чая их пичкают разными шарадами, «оскорблённая» жена выступит в роли строгого цензора нового романа Дэвида, и они станут до хрипоты спорить в выброшенной на берег лодке, которую пытаются раскачать всю свою жизнь.

Конечно же, это забавное и смешное представление увлекает зрителей разными комическими штучками, остроумными придумками режиссёра Писарева и приключениями героев, ненароком оказавшихся в мире фантазий великой изобретательницы разных метаморфоз. Ну а в центре этих событий, как и было задумано, стоит неразгаданная, себе на уме Вера Алентова, талант которой предстоит расшифровывать ещё много лет.