Top.Mail.Ru
«Дом, который построил Свифт» | СМИ о Московском драматическом театре

Публика по привычке ожидала от режиссера Евгения Писарева искрометной комедии: он признанный среди театралов комедиограф. На этот раз худрук Театра им. Пушкина решил сломать стереотипы

Или, возможно, просто вырос из привычного амплуа. Писарев создал спектакль, наполненный не праздничным весельем, а грустью и даже разочарованием, взявшись за самую мрачную пьесу Григория Горина.

Джонатан Свифт, автор знаменитого «Путешествие Гулливера» и острых сатирических памфлетов, которые раздражали власть предержащих, был профессиональным священником, деканом собора Святого Патрика в Дублине. В конце жизни он завещал свой капитал и собственный дом душевнобольным. Григорий Горин, сочиняя пьесу, взял за основу именно эти факты из жизни великого писателя.

История начинается с приезда доктора Ричарда Симпсона (актер Антон Феоктистов) в дом Свифта (Андрей Заводюк) и знакомства с населяющими этот приют лилипутами, великаном Глюмом, лапутянином и прочими свифтовскими персонажами. Они в спектакле становятся частью реальности, в которой живет объявленный сумасшедшим декан.

Представителям власти удобно считать Свифта слетевшим с катушек писателем, иначе невозможно принять и смириться с его сатирическими памфлетами. Но что считается нормой? На этот вопрос и пытается найти ответ психиатр Симпсон. Он посещает дом Свифта с чисто научной целью: разобраться в происходящих в нем удивительных событиях.

Многообразие характеров и разворачивающиеся на сцене события так пестры, что не сразу поймешь, где грань между миром фантазии, игрой воображения и реальностью, в которой живут не литературные герои, а настоящие судьи, епископы, простые горожане. Иллюзорный, фантастический мир в данном случае оказывается более реальным, чем окружающая действительность.

В конце концов доктор Симпсон узнает в себе... Гулливера.

Художник Зиновий Марголин придумал эффектную декорацию - стоящий в центре сцены купол собора Святого Патрика, в котором служит декан Свифт. Но вдруг этот купол переворачивается и превращается в гигантскую чайную чашку. В ней гибнет один из лилипутов. С течением времени в застекленном куполе становится все больше зияющих дыр. В финале почти все окна разбиты, словно разбитые иллюзии декана-писателя.