Top.Mail.Ru
Добрый человек из Сезуана | СМИ о Московском драматическом театре

Уже несколько сезонов на сцене театра имени Пушкина идет спектакль Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» по одноименной пьесе Бертольда Брехта.

Юрий Бутусов очень верно чувствует основную идею произведения Брехта, режиссер не только не зацикливается на воссоздании восточного колорита, но и уводит повествование пьесы из Китая в совершенно другое, обобщенное пространство. Сезуань в его спектакле – место концентрации нищенства, безнадежности и жестокосердия. У персонажей нет национальности, нет акцентов, это обычные люди, позабывшие о человечности, которых можно встретить в любой стране.

Так же режиссер сглаживает и их характеры, в работе Бутусова нет черного и белого, он рисует картину используя всю палитру, прибегая к полутонам. Сюжет развивается столь стремительно, что иногда не успеваешь удивляться всем метаморфозам, происходящем с главной героиней. Шен Те безотказна, но это не делает её это по-настоящему доброй? Не развращает ли она других своей сердобольностью, давая многое и ничего не требуя взамен? Может быть добрым как раз является её брат, Шуй Та, который с каждого требует по способностям? Учит не есть даровой хлеб (в данном случае вернее сказать рис), а заставляет ленивых, злых, привыкших к безделью людей работать, учит их ценить блага, достающиеся кровью и потом.

Если судить строго, в этой пьесе кроме Богов, Шен Те, Шуй Та каждый готов был потопить ближнего ради собственной выгоды. Даже водовоз, называющий себя другом «доброго человека» был согласен подвергнуть Шен Те опасности, позволяя ей лжесвидетельствовать, чтобы выгадать пособие. Этот прогнивший мир излечился удивительным образом только с приходом жесткого и резкого Шуй Та.

Юрий Бутусов находит точные красивые решения для передачи эмоционального состояния героев, актеры тонут в мерцающем свете, перебирают песок, стремительно, как время, жизнь и богатства, утекающий сквозь пальцы. Они в ожидании замирают под дождем из рисовых зёрен, или сигаретных пачек.

Бертольд Брехт наполнил свою пьесу песнями, которые Юрий Бутусов оживляет на сцене в оригинальном звучании. Немецкие слова рассекают пространство предавая особый оттенок общей картине, влажные глаза актеров и красная бегущая строка с русскими субтитрами еще глубже погружают зрителя в мир безнадежного и гнетущего существования. Перекликаются отзвуки маршей и с политической обстановкой, в которой писалась пьеса.

Спектакль выстроен таким образом, что нет ни одного лишнего слова или жеста, но безусловно вся конструкция завязана на исполнении ролей Шен Те – Шуй Та. Александра Урсуляк меняет маски по мановению волшебной палочки. Она преображается в считанные секунды, перестраиваются походка, тембр голоса, взгляд, жесты. Удивительно, как актрисе удается так молниеносно переключатся. Зал заполняет то теплая и мягкая энергетика безотказной женщины, то резкий звенящий темперамент её брата.

Свою пьесу Бертольд Брехт писал в 1941 году, в разгар войны в Европе. Возможно, выставляя на суд общественности «доброго» человека и его антагониста, не злого, но прагматичного брата главной героини, автор говорил о необходимости баланса во всем. Слепая доброта не приведет ни к чему хорошему, рациональность без сердечности тоже способна причинять больше вреда, чем пользы. Добрый человек должен прежде всего сочетать в себе сердце и рассудок, только тогда «доброта» его сможет менять и людей, и мир к лучшему.