Top.Mail.Ru
Быть человеком в самое бесчеловечное время | СМИ о Московском драматическом театре

В стародавние советские времена профессия артиста считалась исключительной. Представители публичного массового искусства – актеры, режиссеры – были практически небожителями, людьми исключительными, встать в один ряд с которыми считалось чем-то менее реальным, чем слетать в космос. Однако жизнь и прогресс внесли свои коррективы. Благодаря десяткам телешоу люди с улицы с легкостью стали попадать в телевизор – кто в массовку, а кто и на "роль со словами" в каком-нибудь проекте типа "Окна" или "Час суда". Да и в кино все чаще вместо профессиональных артистов стали фигурировать типажи, органичные и фактурные товарищи, которые готовы за полкопейки сниматься. А уж о женах и любовницах инвесторов, позорящих своими бездарными потугами самое массовое искусство, и говорить не хочется.

Когда-то несколько десятилетий назад журнал "Иностранная литература" опубликовал роман французского писателя Ромена Гари "Обещание на рассвете", которым зачитывались, передавая номер из рук в руки. Хотя, казалось бы, ничего особенного в нем не было – автобиографическая история становления юноши под влиянием матери, намеревавшейся вырастить из него необыкновенного человека: дипломата, чиновника высокого ранга, выдающегося писателя, великого артиста. И, дав горячо любимой матери обещание "на рассвете" юности, герой добивался этого ради нее – главной женщины его жизни...

И – добился, став сначала летчиком, героем Сопротивления, а потом и дипломатом, доверенным лицом генерала де Голля, кинорежиссером, писателем. А еще – великим мистификатором, потому что его роман "Жизнь впереди" был опубликован под псевдонимом Ажар и удостоился второй Гонкуровской премии, чего в истории еще не бывало.

Молодой режиссер Алексей Кузмин-Тарасов (художественный руководитель постановки Евгений Писарев) поставил волнующий, живой, невероятно чистый спектакль, в котором минимум сценографических приемов (художник Ася Скорик), а великолепный перевод Елены Погожевой, мастерски инсценированный Анной Колчиной, становится в спектакле еще одним, едва ли не главным героем. Согласитесь, сегодня это – явление уникальное.

В "Обещании на рассвете" все сосредоточено на артистах, трое из которых играют по несколько ролей (Ирина Петрова, Сергей Кудряшов, Алексей Воропанов), виртуозно перевоплощаясь, например, из ребенка в девушку, приходящую убирать квартирку, где обитают мать и сын; из одноклассников в Вильно в французских и прочих персонажей, включая звезду немого кино Ивана Мозжухина.

Мать играет Александра Урсуляк. Эту взбалмошную, одинокую, благородную, временами истеричную женщину, придумавшую себе биографию, которая всю свою жизнь положила на сына, актриса играет, не жалея красок, растворяясь в образе и проживая на наших глазах судьбу невымышленного человека. Режиссер и артисты щедро используют пародии на немое кино. Удивительный по иронии и одновременно щемящему чувству эпизод, когда мать, подающая каждый день сыну отбивную и отказывающаяся делить ее с ним, потому что "предпочитает овощи", спрятавшись, жадно вытирает сковородку пальцем и облизывает ее. Эти воспоминания о доэмигрантском существовании (о неведомом человечке по фамилии Пекельный, который просит мальчика запомнить его и рассказать о нем во Франции) плавно перетекают в настоящее, когда сын вынужден лгать матери, чтобы она не узнала, что он – не натурализованный эмигрант. С каким задором они придумывают вместе псевдоним для публикаций, потому что должны быть подписаны не еврейским именем выходца из Литвы Романа Кацева (настоящее имя писателя), а красиво звучащим французским. В этой истории грусть перемешана с тонким юмором и иронией и рассказывается она отнюдь не юным, а седым человеком (Андрей Заводюк блистательно его играет), который, лежа на пляже в Биг-Суре, не может уйти от мыслей, не оборвавшихся даже спустя десятилетия после смерти матери. Мать в этих воспоминаниях гораздо моложе нынешнего сына. Она осталась для него навсегда бесконечно любящей, требующей от своего сына решимости (вплоть до того, чтобы взять пистолет, поехать в Берлин и убить Гитлера), но и галантности, умения прощать, высокого благородства. Мальчик вырос, усвоив все это, но стал ли он счастливее, спасло ли подобное воспитание от одиночества и ощущения ненужности тому миру, который наступил после войны?..

Вернувшись, сын узнал, что мать умерла три с половиной года назад, оставив подруге 200 с лишним писем для пересылки тому, кого она обязана была поддерживать всеми силами. Даже оттуда – откуда возврата нет. И теперь его дальнейшая жизнь становится служением: "Что-то от ее мужества перешло ко мне и осталось уже навсегда...".

Много лет назад, Владимир Богатырев поставил на сцене РАМТ роман "Жизнь впереди". Тот самый, что был подписан именем Ажар. Это был пронзительный спектакль, долго не отпускавший от мыслей, столь необходимых, чтобы считать себя человеком в самое бесчеловечное время. К памяти о том спектакле сегодня добавилось сильнейшее впечатление от спектакля "Обещание на рассвете" Театра имени Пушкина.