Top.Mail.Ru
Бутусов плюс Бутусов и Легенда Брехта | СМИ о Московском драматическом театре

В Драматическом театре имени Пушкина – премьера «Барабаны в ночи» в постановке Юрия Бутусова. Культовый режиссер из Петербурга обратился к ранней пьесе Бертольда Брехта, которую дописал как наш современник. В данном случае, это не криминал, потому что сам Брехт переписывал «Барабаны в ночи» несколько раз, и был ей недоволен. Брехт в 1919 году вообще был на грани нервного срыва. «Какую тоску наводит на меня Германия! Крестьянство вконец обнищало, но грубость его порождает не сказочных чудовищ, а немотствующее озверение, буржуазия заплыла жиром, а интеллигенция безвольна. Остается – Америка!», - написал Брехт в своем дневнике. Драматург приедет в Америку в июле 1941 года, и через несколько лет вернется в Германию умирать. В 57 лет Брехт был похож на измученного старика. Образ этого старика, как и образ юного поэта Брехта возникнет в ходе спектакля.

«Последнее письмо» или «Гудбай, Америка», которую до сих пор исполняет однофамилец режиссера Бутусова – рок-музыкант Вячеслав Бутусов, упоминается в этой постановке. Как и душераздирающий хит «Я хочу быть с тобой», который пела вся страна в конце 80-х и дальше. Простое предложение «Я хочу быть с тобой» звучит лаконичной фразой и тематически проходит через весь спектакль «Барабаны в ночи». А перестроечные 80-е и чудовищно лихие 90-е показаны Юрием Бутусовым с помощью персонажей Брехта и, кстати, самого Брехта (режиссер внедряет драматурга в разные периоды его жизни в спектакль) такими, какими они были в России: наглыми, бесчеловечными, продажными, кровавыми, когда «судьба – злодейка, а жизнь – копейка». Одни – жрали водку (и она фигурирует в постановке Бутусова, как же без нее?!) и гуляли в кабаках на ворованные деньги с самыми красивыми девушками, а другие – возвращались без рук и ног с Афганистана (15 февраля 1989 года были выведены советские войска из Афганистана), а их младшие братья уходили воевать в Чечню. «Шар цвета хаки» с его барабанным зовом: «Марш, марш, левой!» красной нитью проходит через спектакль «Барабаны в ночи». Шары как звезды и планеты, безупречно чистые, не покрытые черным цветом смерти, будут незадолго до финала спектакля. Они упадут с неба на землю, как падают метеориты и души. Потом невеста Анна Балике (Александра Урсуляк), которая четыре года ждала своего любимого Андре домой, и не дождалась, потому что ей внушили «женщина без мужа дурна как самый мерзкий кабак», превратится в собаку – преданную собаку, и, быть может, в следующий раз все будет по-другому, со счастливым человеческим концом, и свадьбой с любимым, и детьми от любимого...А может, и не будет, потому что собака Анна вместе с хозяевами смотрит в финале телевизор, и какую информацию она из него вынесет, - такой будет ее следующая жизнь.

Газетчики, репортеры, редакторы – от первой сцены спектакля «Барабаны в ночи» до последней. Перед тем, как начать писать свою первую пьесу, поставленную в театре, Брехт работал в газете. Он любил газеты. И наш брат журналист в постановке Бутусова показан работягой. А до того, как стать журналистом, Брехт служил в военном госпитале, и по следам увиденного на войне написал свое первое классическое стихотворение «Легенда о мертвом солдате». Причем написал и стихи, и музыку, и сам ее исполнял на гитаре. Да, Брехт неплохо играл на гитаре! Главная мелодия спектакля «Барабаны в ночи» - брехтовская «Легенда о солдате». Гитара появится ближе к финалу, и гитарист тоже, но барабаны будут всегда. Красные, черные, белые, зеленые, в полоску...Большие, маленькие, игрушечные барабаны играют у Бутусова разную музыку, не только военную, но и вполне мирную. Или не играют, как у официанта-поэта, но сыграют в будущем, в зависимости от того, - какое будет время: мирное или военное?

Юрий Бутусов поставил спектакль в театре имени Пушкина про войну и мир, про героев и нуворишей, про верность и забвение, про человечество и человека, про «уродов и людей». Название знаменитого фильма петербургского режиссера Алексея Балабанова «Про уродов и людей» идеально подходит к этой постановке. Кого здесь больше – уродов или людей? Это как увидят зрители, в зависимости от их возраста и памяти. Но однозначно будет жаль искусственно воскрешенного солдата (так написал Брехт в «Легенде»), жаль невесту Анну, жаль ее отца, жаль всех нас, которые попадают под мясорубку истории и становятся фаршем. Но каждый задумается о том, как сохранить мир, ибо каждый почувствует запах войны, с кровью и гарью.

Собственно говоря, для этого Брехт писал свои пьесы, стихи и песни. С этой целью на разрыв аорты пел молодой Вячеслав Бутусов песни на стихи Ильи Кормильцева. И для этого из Петербурга приехал в Москву режиссер Юрий Бутусов, чтобы поставить свой шедевр на легендарной сцене, носящей имя великого поэта Пушкина. Петербурга, с его роком, с мужским революционным взглядом на мир, с близостью к Европе, - очень много в спектакле «Барабаны в ночи». Много Петербурга во всей русской культуре. Впрочем, как и Москвы.