Top.Mail.Ru
АЛЕКСАНДРА УРСУЛЯК: «ЖИЗНЬ В ТЕАТРЕ – КАК СЕМЕЙНАЯ» | СМИ о Московском драматическом театре

В понедельник, 15 апреля, в киноклубе «Эльдар» состоялся традиционный благотворительный вечер журнала «Театрал» и премии «Звезда Театрала», одной из главных героинь которого стала актриса Театра им. Пушкина Александра Урсуляк.

– Александра, недавно Пушкинский театр посетил с гастролями Лондон. Каждому спектаклю предшествовали многочасовые репетиции. С чем связана такая усиленная подготовка? Вы опасались разочаровать взыскательную английскую публику?
– Любая гастрольная поездка – это большая ответственность. Неважно, в какой город ты едешь – российский или зарубежный, ты всегда стараешься показать максимум своих возможностей. Репетиции необходимы хотя бы потому, что спектакль приходится играть на незнакомой площадке, к которой нужно адаптироваться в кратчайшие сроки. Постановка «Добрый человек из Сезуана», в которой я участвую, вообще сродни цирковому шоу: невозможно прийти и складно сыграть, не уделив должного внимания подготовке. Поэтому я всегда за репетиции: они позволяют правильно настроиться и добавляют уверенности, что все пройдет гладко.

– Но ваши усилия оправдались? Как вас принимали в Лондоне?
– Ну, начну с комплимента российскому зрителю. Наш театр довольно часто гастролирует по России, поэтому я могу с уверенностью сказать, что практически в любом городе, даже небольшом, существуют театральные традиции. Если у людей нет возможности регулярно ходить в театр, они восполняют этот недостаток за счет телеспектаклей. Английский зритель ориентирован на театр не меньше, но он воспитан несколько в иной манере. Первое, на что обращают внимание англичане, – кто автор пьесы? Затем они интересуются артистами, которые будут ее исполнять. И только потом дело доходит до режиссера. В современном русском театре, мне кажется, ситуация обратная. Главное, что волнует и артистов, и зрителей, это личность режиссера, потому что для нас важен, в первую очередь, авторский взгляд на литературное произведение. Затем мы думаем о тех, кто воплощает идею в жизнь, а после вспоминаем автора, притом само произведение интересует нас в контексте его современного звучания. В общем, в наших странах несколько разное восприятие театра.
В то же время, говоря о зарубежной публике, стоит учитывать, что зрители смотрят спектакль с субтитрами, что технически усложняет понимание. Тем не менее, по моим ощущениям, зрителям было интересно: все-таки спектакли Бутусова – необыкновенное зрелище.

– Вы очень тепло отзываетесь о работе с Юрием Николаевичем. Чем вам интересен этот режиссер?
– В своей любви к нему я не одинока: Бутусова обожают и артисты, и зрители. Юрий Николаевич – самобытный режиссер, с которым можно как-то особенно прикасаться к материалу, быть честным, свободным, дурачиться. Он настоящий художник. Мне кажется, пройдет совсем немного времени, и станет очевидно, что его творчество – это веха в истории российского и мирового театра. Его имя будет звучать в одном ряду с именами Станиславского, Мейерхольда, Товстоногова и Эфроса. Мне кажется, это величина такого же уровня.

– Но работать вместе, наверное, непросто – нервы все время обнажены.
– Нет, мне никогда не было с ним сложно. Мне кажется, сложности начинаются тогда, когда человек пытается пересилить себя, сломать, заставить. А когда ты летишь, о трудностях речь не идет.

– Какие впечатления у вас остались от лондонской поездки?
– Должна признаться, я большая поклонница Лондона: в Англии мне нравится культура, архитектура и – климат. Да, он не кажется мне холодным, напротив. Но в эту поездку в связи с занятостью в театре никто из нас Лондона, конечно, не увидел. Днем репетиции – вечером спектакли: после этого «марафона» я целый день пролежала не шевелясь. А следом нас ждала серия спектаклей в Москве. Так что выдохнула я только спустя неделю. Но я очень счастлива, что на том берегу узнали про Театр Пушкина.

– В родном театре вы ведущая актриса, вместе с тем успеваете сниматься в кино и воспитывать троих детей. Приходится ли выбирать между семьей и работой?
– Вы знаете, я испытываю очень большую потребность в семье и детях. И, как это ни парадоксально, именно дети дают мне уверенно ощущать себя в профессии, потому что они помогаю мне постигать жизнь вообще. Каждый мой малыш своим появлением приносил мне новое ощущение себя и окружающего мира. Кстати, моя театральная жизнь – как семейная: я отношусь к тому вымирающему виду артистов, которые полагают, что театр – это дом. Взаимоотношения с коллегами – это для меня как взаимоотношения в семье, ведь мы вместе строим наш общий дом.

– Ваши дети растут в актерской семье – как и вы в свое время. Не чувствовали ли вы давления со стороны родителей? И как помочь ребенку найти себя в жизни, не ограничивая его права на самостоятельный выбор?
– Я с подозрением отношусь к людям, которые утверждают, что знают, как правильно воспитывать детей. По-моему, этого не знает никто, ведь каждый ребенок – индивидуальность, а ситуации, в которых он может оказаться, бесконечно многообразны. Мне кажется, в своих попытках воспитания нужно учитывать контекст, в котором мы живем. Те принципы, которые представляли важнейшую ценность для наших бабушек и дедушек, сегодня уступили место другим. Время изменилось. Диплом о высшем образовании больше не является гарантией финансовой независимости. Люди совершенно по-другому зарабатывают деньги. Мне кажется, главное, чем мы можем помочь детям, это, видя в них интерес к чем-либо, не душить его в зародыше, а напротив поддерживать. А вообще, я хочу, чтобы мои дети, в первую очередь, были хорошими людьми. Хороший человек имеет все шансы стать счастливым.

– Кстати, о профессиональных ценностях. Ваши актерские возможности – это для вас ценность или испытание?
– Мне кажется, актерская профессия – прекрасная возможность быть внимательной к людям, учиться их понимать, как бы читать их – от внешних проявлений темперамента и мотивов до самой сути. По крайней мере, меня в профессии увлекает именно это. На мой взгляд, люди – это самое интересное, что может быть на свете. Я рада, что у меня есть возможность наблюдать за ними.

– А чужие успехи вас вдохновляют?
– Еще бы! Я испытываю невероятное воодушевление, когда вижу, что кто-то может сделать то, что мне не по зубам.

– И не чувствуете зависти к чужим достижениям?
– Мне кажется, зависть – бессмысленная энергия: она ничего не дает, так как она непродуктивна. Мне кажется, ее нужно «перерабатывать» во что-то полезное. Например, в искреннее восхищение чьим-то талантом. На самом деле без этого чувства нельзя. Именно оно тот самый мотор, который помогает двигаться вперед, протаранивать стены. Когда что-то тебя подстегивает, это прекрасно.

Напоминаем, что средства от продажи билетов на благотворительный вечер «Театрала» будут перечислены народной артистке России Маргарите Тереховой и актеру театра и кино Андрею Харитонову. Благодарим всех зрителей, принявших участие в нашем проекте.

Фото: Екатерина Цветкова